1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

ИНОСТРАННАЯ БЕЗВОЗМЕДНАЯ ПОМОЩЬ

Основным нормативным правовым документом, регулирующим вопросы, связанные с предоставлением и получением иностранной безвозмездной помощи, является Декрет Президента Республики Беларусь от 31.08.2015 № 5 «Об иностранной безвозмездной помощи», которым утверждено Положение о порядке получения, учета, регистрации, использования иностранной безвозмездной помощи, контроля за ее получением и целевым использованием, а также регистрации гуманитарных программ (далее – Декрет №5). 

Декрет №5 вступил в силу сравнительно недавно – в марте 2016 г. и заменил собой ранее действовавший Декрет Президента Республики Беларусь от 28.11.2003 № 24 «О получении и использовании иностранной безвозмездной помощи».

Далее мы рассмотрим следующие основные вопросы:

  • что понимается под иностранной безвозмездной помощью, и какой субъектный состав лиц соответствующих правоотношений;
  • каков порядок ее получения, регистрации и использования;
  • какая отчетность составляется получателями помощи;
  • ответственность за нарушение установленного порядка регистрации и использования помощи.

Понятие иностранное безвозмездной помощи и субъектный состав лиц соответствующих правоотношений

Итак, что же понимается под иностранной безвозмездной помощью? В общем плане, под иностранной безвозмездной помощью (далее – ИБП) понимается предоставление иностранными лицами резидентам Республики Беларусь денежных средств, а также имущества на безвозмездной основе.

В частности, к ИБП относятся:

  • денежные средства, в т.ч. выделяемые иностранными учредителями для финансирования созданных ими учреждений Республики Беларусь;
  • взносы иностранных учредителей (членов) некоммерческих организаций;
  • беспроцентные займы, предоставляемые нерезидентами;
  • товары (имущество), безвозмездно предоставляемые нерезидентами.

При этом не имеет значение, предоставляются ли денежные средства и имущество в собственность или во временное пользование (владение). Т.е. и передача в собственность недвижимости, расположенной на территории Республики Беларусь, иностранным лицом резиденту, и предоставление недвижимости в пользование на безвозмездной основе – будут относиться к ИБП. Таким образом, определение ИБП достаточно широкое.

Что же не относится к ИБП? К ИБП не относятся:

  • недвижимое имущество, находящееся за пределами Республики Беларусь;
  • имущественные права (например, исключительные права на объекты интеллектуальной);
  • товары, приобретенные за счет средств ИБП;
  • проценты по вкладу (депозиту);
  • услуги, безвозмездно оказываемые иностранными лицами резидентам.

Как было указано выше, в общем плане, отношения по поводу предоставления и получения ИБП возникают между резидентами и нерезидентами.  Декрет №5 оперирует понятиями «отправители» (нерезиденты) и «получатели» (резиденты).

В частности, под отправителями ИБП понимаются иностранные государства, международные и иностранные организации, граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие за пределами Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, не имеющие разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, а также иностранные анонимные жертвователи.

Необходимо отметить, что представительства иностранных организаций, в установленном порядке созданные в Республике Беларусь, не рассматриваются как самостоятельные субъекты, а лишь представляют интересы иностранных отправителей ИБП в Республике Беларусь. Таким образом, ИБП, поступающая белорусским субъектам непосредственно от представительств иностранных организаций, рассматривается как отправленная соответствующей иностранной организацией.

Под получателями ИБП понимаются физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь, и юридические лица Республики Беларусь, в том числе государственные органы.

Важно отметить, что под получателями понимаются не только лица, которые получили ИБП непосредственно от отправителя (иностранного лица), но и лица, которые получили ИБП в порядке ее распределения от «первого» получателя.

Получение ИБП в порядке распределения - довольно распространенная ситуация на практике. Такая ситуация, например, имеет место, когда нерезидент предоставляет финансирование белорусской общественной организации, которая, в свою очередь, оказывает помощь в соответствии с направлением своей деятельности нуждающимся физическим лицам. Т.е. такое физическое лицо будет также рассматриваться в качестве получателя ИБП, что может иметь значение для налогообложения его доходов в виде полученной ИБП.

Юридически взаимоотношения между иностранным отправителем ИБП и белорусским получателем может оформляться по-разному: путем заключения договора (соглашения) о финансировании или о предоставлении ИБП, путем оформления дарственного письма или иного документа. В любом случае, в документах, оформляемых иностранным отправителем должны быть указаны условия и цели использования выделяемой помощи.

Порядок получения, регистрации и использования иностранной безвозмездной помощи

Декрет №5 устанавливает определенные правила получения ИБП, которые отличаются в зависимости от того, идет ли речь об ИБП в форме имущества или денежных средств.

Каких-либо особенностей при получении ИБП в виде имущества физическими лицами законодательство не предусматривает. Физические лица получают товары в отделениях почтовой связи или в таможенных органах.

Юридические же лица для осуществления приемки ИБП в виде имущества должны соблюдать следующие требования:

  • создать комиссию для приемки;
  • осуществить приемку в присутствии представителя местного исполнительного и распорядительного органа;
  • по результатам приемки составить акт по установленной форме.

Приемка юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ввезенного в Республику Беларусь имущества должна быть осуществлена в течение 1 месяца со дня его ввоза, а если речь идет о приобретении имущества на территории Республики Беларусь -  не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем его предоставления.

Для получения ИБП в виде денежных средств юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны открыть в банке благотворительный счет. Соответственно, ИБП в безналичном порядке зачисляется на этот благотворительный счет, а наличные денежные средства должны быть внесены на благотворительный счет в течение 3 банковских дней со дня их получения.

Денежная ИБП, поступающая в адрес физических лиц, зачисляется на их обычный банковский счет (однако в некоторых случаях наличие благотворительного счета необходимо и для физических лиц) либо выдается наличными денежными средствами.

Полученную ИБП, по общему правилу, необходимо зарегистрировать в Департаменте по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь (далее – Департамент).

Из общего правила есть ряд исключений. Так, не требуется регистрировать ИБП:

Все остальные виды ИБП подлежат обязательной регистрации в течение 3 месяцев после получения (за исключением некоторых видов товаров, когда возможно обратиться за регистрацией ИБП до их ввоза).

Перечень документов, которые необходимо подать субъекту хозяйствования в Департамент для регистрации ИБП, установлен в пункте 22 Декрета №5.

Отдельно хотелось бы отметить такой документ, как заключение компетентного органа. Такое заключение требуется в тех случаях, когда заявитель обращается за освобождением помощи от налогов, сборов (пошлин). В заключении профильный государственный орган (например, Министерство труда и социальной защиты, Министерство здравоохранения и проч.) согласовывают цели использования ИБП и (или) указывают о целесообразности ее освобождения от налогов, сборов (пошлин).

По общему правилу, регистрация ИБП осуществляется Департаментом в течение 10 рабочих дней, следующих за днем подачи полного комплекта документов. В случаях, когда заявитель обращается за освобождением от налогов, сборов (пошлин), регистрация ИБП осуществляется в течение 5 рабочих дней, следующих за днем согласования Президентом Республики Беларусь освобождения ИБП от налогов, сборов (пошлин).

Необходимо отметить, что на практике процесс регистрации ИБП в тех случаях, когда запрашиваются налоговые льготы, может существенно затянуться. Так, до обращения в Департамент заявителю-субъекту хозяйствования необходимо получить заключение компетентного органа. На практике получение такого заключение занимает 1-2 месяца, а иногда и больше. Кроме того, законодательством не определен срок согласования освобождения от налогов с Президентом Республики Беларусь.

В подтверждении регистрации ИБП получателям-субъектам хозяйствования выдается удостоверение установленной формы (физическим лицам удостоверение выдается лишь в случае освобождения ИБП от подоходного налога с физических лиц).

Декретом №5 предусмотрена также возможность регистрации гуманитарных программ для получателей ИБП-юридических лиц.

Гуманитарная программа представляет собой документ, определяющий перечень мероприятий, объединенных общей целью (целями) и единым содержанием, финансируемых частично или полностью за счет средств ИБП.

Гуманитарные программы подлежат согласованию с компетентными государственными органами Республики Беларусь, а также с Президентом Республики Беларусь.

Преимуществом регистрации таких программ является их долгосрочный характер, что снимает необходимость обращаться за регистрацией ИБП в каждом отдельном случае предоставления ИБП.

Только после осуществления регистрации ИБП (в тех случаях, когда она требуется) получатели вправе использовать ИБП.

Прежде всего важно отметить, что ИБП, а также имущество, приобретенное за счет средств ИБП, могут быть использованы лишь для определенных целей, указанных в Декрете №5. В целом, эти цели можно охарактеризовать как общественно-полезные:

  • ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • проведения научных исследований, разработок, обучения, а также реализации научно-исследовательских программ;
  • содействия охране историко-культурного наследия, развитию библиотечного и музейного дела, кинематографии, изобразительного, декоративно-прикладного, монументального, музыкального, театрального, хореографического, эстрадного, циркового и иных видов искусств (включая создание новых произведений, подготовку концертных программ, постановку спектаклей), проведения культурных мероприятий, а также развития и поддержки народного творчества, народных промыслов (ремесел), развития особо охраняемых природных территорий, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
  • обеспечения исполнения наказаний, профилактики правонарушений и пропаганды законопослушного образа жизни;
  • оказания медицинской помощи, в том числе медико-социальной помощи;
  • оказания социальной помощи малообеспеченным гражданам, инвалидам, пенсионерам, детям, многодетным, неполным, опекунским и приемным семьям, а также гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
  • укрепления материально-технической базы государственных учреждений, строительства, ремонта (реконструкции) объектов социального назначения;
  • развития физической культуры и спорта, детско-юношеского спорта, в том числе проведения физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы.

Использование ИБП на иные цели возможно лишь при условии их согласования с Управлениями делами Президента Республики Беларусь.

Как указывалось выше, ИБП может предназначаться как для ее непосредственных получателей, так и для лиц, которые получают ИБП в порядке распределения согласно плану целевого использования ИБП, согласованного Департаментом.

ИБП в виде денежных средств при распределении ее субъектами хозяйствования в адрес иных субъектов хозяйствования перечисляется владельцем благотворительного счета на благотворительные счета таких лиц. Если же ИБП распределяется в пользу физических лиц, денежные средства выдаются физическим лицам в наличной форме. При этом, как разъяснил Департамент, денежные средства могут перечисляться и на карт-счета физических лиц.

Распределение ИБП в виде имущества осуществляется соответствии с актом приема-передачи, товарно-транспортной накладной или другим первичным учетным документом, а физическим лицам - по ведомости, форма которой устанавливается Управлением делами Президента Республики Беларусь.

Распределение транспортных средств физическим и юридическим лицам производится по актам приема-передачи, составляемым в двух экземплярах.

Необходимо отметить, что использование ИБП в виде недвижимого имущества разрешается лишь после государственной регистрации права, ограничения (обременения) на данное имущество. За государственной регистрацией необходимо обратиться в течение 1 месяца со дня регистрации ИБП, но не позднее 6 месяцев со дня подписания соответствующего договора о предоставлении недвижимого имущества в качестве ИБП.

При этом получатель ИБП в виде недвижимого имущества не вправе без согласования с Департаментом осуществлять сделки с таким имуществом, а также осуществлять реконструкцию и другие действия, влекущих изменение технических характеристик такого имущества.

Отчетность получателей в отношении иностранной безвозмездной помощи

Субъекты хозяйствования, получившие ИБП в порядке распределения обязаны не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем ее использования по целевому назначению в полном объеме, предоставить получателям, получившим помощь от отправителей, отчет об использовании (распределении) этой помощи.

В отношении ИБП, полученной в виде денежных средств (за исключением помощи, полученной в рамках гуманитарных программ), субъекты хозяйствования не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем использования ИБП по целевому назначению в полном объеме, также предоставляют отчет.

В отношении гуманитарных программ получатели помощи предоставляют компетентным органам отчет не позднее 15 января года, следующего за отчетным, а по завершенным гуманитарным программам - не позднее 30 календарных дней с даты их окончания.

Формы указанных выше отчетов, а также иных документов, используемых при регистрации ИБП, установлены  Постановлением Управления делами Президента Республики Беларусь от 08.02.2016 № 2 «Об установлении форм документов».

Ответственность за нарушение законодательства об иностранной безвозмездной помощи

За нарушение порядка использования ИБП, а также за нарушение законодательства об ИБП предусмотрена достаточно серьезная административная ответственность (ст.23.23, ст.23.24 КоАП).

В частности, согласно ст.23.23 КоАП:

  • использование получателями ИБП до получения удостоверения, подтверждающего ее регистрацию,-  влечет наложение штрафа в размере от 20 до 100 базовых величин;
  • нецелевое использование (полностью или частично) ИБП ее получателями, а также имущества и иных средств, полученных от ее реализации, либо использование такой помощи и (или) средств в нарушение законодательства   - влекут наложение штрафа в размере от 20 до 200 базовых величин с конфискацией такой помощи и (или) средств, полученных от ее реализации, или без конфискации, а на юридическое лицо - до 100% стоимости полученной ИБП с конфискацией такой помощи и (или) средств, полученных от ее реализации, или без конфискации;
  • невнесение ИБП, полученной наличными денежными средствами, в том числе в иностранной валюте, на счета в банках Республики Беларусь в срок, установленный законодательством, - влечет наложение штрафа в размере от 20 до 200 базовых величин.

Необходимо отметить, что при нецелевом использовании ИБП необходимо будет также уплатить все предусмотренные законодательством налоги, сборы (пошлины).

Позднеева Татьяна

адвокат АБ «ВМП Власова, Михель и Партнеры»

 

 

Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь

Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь

Интернет-портал Совета Министров Республики Беларусь

Официальный сайт Министерства Юстиции Республики Беларусь