1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Все о перепланировке

Жилищным кодексом Республики Беларусь в пункте 41 ст.1 дано понятие перепланировки:

Перепланировка - изменение планировочных решений жилого и (или) нежилого помещений в процессе выполнения ремонтно-строительных работ.

Пунктом 50 данной статьи дано определение самовольной перепланировки:

Самовольные переустройство и (или) перепланировка - переустройство и (или) перепланировка, произведенные без согласования (разрешения) с соответствующим местным исполнительным и распорядительным органом.

В соответствии с Положением об условиях и порядке переустройства и (или) перепланировки,  утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.05.2013 N 384 (ред. от 09.03.2015) (далее – Положение № 384), к работам по переустройству и (или) перепланировке относятся:

-замена или перенос систем газоснабжения, центрального отопления, мусороудаления, газоудаления;

-устройство гидро-, паро-, тепло- и звукоизоляции;

-изменения в несущих конструкциях;

-изменение площади, количества жилых комнат и подсобных помещений в квартире за счет разборки существующих и (или) устройства новых перегородок;

-изменение площади и количества помещений в изолированных нежилых помещениях за счет разборки существующих и (или) устройства новых перегородок;

-устройство, увеличение проемов в ненесущих стенах и перегородках.

Иные работы не являются работами по переустройству и (или) перепланировке.

В соответствии со ст.17 ЖК Республики Беларусь переустройство и (или) перепланировка производятся по заявлению собственника жилого и (или) нежилого помещений частного жилищного фонда, нанимателя жилого помещения государственного жилищного фонда, члена организации застройщиков, которые инициируют переустройство и (или) перепланировку, после получения согласования (разрешения) районного, городского исполнительных комитетов, местной администрации района в городе.

Самовольные переустройство и (или) перепланировка запрещены.

В соответствии со ст.21.16 КоАП Республики Беларусь  нарушение правил пользования жилыми помещениями или содержания жилых и вспомогательных помещений жилого дома (за исключением оплаты за техническое обслуживание жилых помещений и пользование ими, за коммунальные услуги, оказываемые населению, отчислений на капитальный ремонт), конструктивных элементов и инженерных систем либо самовольные переустройство и (или) перепланировка жилых и (или) нежилых помещений, в том числе инженерных систем, без изменения несущей способности конструкций, а также использование не по назначению жилых помещений, пригодных для проживания,  влекут наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин, а на юридическое лицо - от тридцати до пятидесяти базовых величин.

Для получения согласования (разрешения) на переустройство и (или) перепланировку гражданин - собственник жилого и (или) нежилого помещений частного жилищного фонда, наниматель жилого помещения государственного жилищного фонда, гражданин, являющийся членом организации застройщиков, которые инициируют переустройство и (или) перепланировку (далее - инициатор переустройства и (или) перепланировки), подает заявление и представляет документы, перечень которых определяется Президентом Республики Беларусь, в районный, городской исполнительные комитеты, местную администрацию района в городе по месту нахождения помещения.

В соответствии с п. 1.1.21.  Указа Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 N 200 (ред. от 15.02.2016) "Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан", для согласования (разрешения) переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, нежилого помещения в жилом доме в местный исполнительный и распорядительный орган подаются следующие документы:

-паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

-письменное согласие совершеннолетних граждан, имеющих право владения и пользования помещением, переустройство и (или) перепланировка которого инициируется, и участников общей долевой собственности (в случае, если помещение находится в общей долевой собственности двух или более лиц), а в случае временного отсутствия таких граждан и участников – удостоверенное нотариально их письменное согласие;

-технический паспорт и документ, подтверждающий право собственности на помещение, - для собственника помещения;

- план-схема или перечень (описание) работ по переустройству и (или) перепланировке помещения, составленный в произвольной форме;

-письменное согласие организации застройщиков в жилых домах этой организации – для члена организации застройщиков, не являющегося собственником помещения;

-письменное согласие залогодержателя жилого помещения, нежилого помещения в жилом доме на согласование (разрешение) переустройства и(или) перепланировки, если жилое помещение, нежилое помещение в жилом доме переданы в залог и распоряжение предметом залога без согласия залогодержателя не предусмотрено.

Плата за осуществление данной административной процедуры не взимается.

Максимальный срок осуществления административной процедуры – 1 месяц со дня подачи заявления.

Порядок получения согласования (разрешения) на переустройство и (или) перепланировку регулируется главой 2 Положения № 384. При рассмотрении местным исполнительным и распорядительным органом заявления инициатор в согласованное с ним время обязан предоставить доступ в жилое и (или) нежилое помещения представителям организации, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющей жилищно-коммунальные услуги, и местного исполнительного и распорядительного органа. По результатам осмотра жилого и (или) нежилого помещений составляется акт технического осмотра жилого и (или) нежилого помещений, в котором приводятся сведения о соответствии существующей планировки техническому паспорту на жилое и (или) нежилое помещения, а также техническом состоянии конструкций и инженерного оборудования этих помещений. Акт технического осмотра жилого и (или) нежилого помещений составляется в произвольной форме, подписывается инициатором и уполномоченным должностным лицом организации, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющей жилищно-коммунальные услуги, и утверждается представителем местного исполнительного и распорядительного органа.

На основании документов, представленных инициатором, и актов технического осмотра жилого и (или) нежилого помещений местный исполнительный и распорядительный орган не позднее одного месяца со дня подачи заявления принимает решение о согласовании (разрешении) переустройства и (или) перепланировки либо об отказе в согласовании (разрешении) переустройства и (или) перепланировки с указанием мотива отказа и сообщает об этом инициатору.

В согласовании (разрешении) должны быть указаны:

-инициатор;

-виды работ по переустройству и (или) перепланировке;

-дата окончания и приемки выполненных работ по переустройству и (или) перепланировке;

-условия хранения строительных материалов и порядок вывоза их отходов;

-иные требования, предусмотренные техническими нормативными правовыми актами, с учетом конкретного переустройства и (или) перепланировки.

Основаниями для отказа в согласовании (разрешении) переустройства и (или) перепланировки являются:

-представление инициатором документов, в которых содержатся недостоверные сведения;

-запрещение переустройства и (или) перепланировки в соответствии с настоящим Положением;

-возникновение угрозы обрушения конструкций жилого и (или) нежилого помещений в результате их переустройства и (или) перепланировки.

Отказ в согласовании (разрешении) переустройства и (или) перепланировки может быть обжалован инициатором в вышестоящий орган и (или) в суд.

Итак, согласование перепланировки получено. Что же дальше?

В соответствии с главой 3 Положения № 384 для выполнения переустройства и (или) перепланировки, требующих разработки проекта, инициатор после получения согласования (разрешения) местного исполнительного и распорядительного органа заключает договор подряда на выполнение проектных работ с разработчиком проектной документации.

Разработчик проектной документации или инициатор согласовывает проект со структурным подразделением местного исполнительного и распорядительного органа, осуществляющим государственно-властные полномочия в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности на территории административно-территориальной единицы (далее - территориальное подразделение архитектуры и градостроительства).

Проведение государственной экспертизы проекта обеспечивается разработчиком проектной документации в случае, когда при переустройстве и (или) перепланировке производятся изменения в несущих конструкциях жилых и (или) нежилых помещений в многоквартирных жилых домах, а также жилых и (или) нежилых помещений в блокированных жилых домах высотой более 7 метров и одноквартирных жилых домов высотой более 7 метров.

 Инициатор обеспечивает осуществление технического надзора за выполнением работ по переустройству и (или) перепланировке, предусмотренных проектом.

Работы по переустройству и (или) перепланировке

-могут выполняться в блокированных и одноквартирных жилых домах высотой до 7 метров самим инициатором;

-выполняются в многоквартирных жилых домах, а также блокированных и одноквартирных жилых домах высотой более 7 метров только по договорам строительного подряда с юридическими или физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, имеющими право на осуществление архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (далее - подрядчик).

Завершение работ по переустройству и (или) перепланировке подтверждается актом приемки выполненных работ по переустройству и (или) перепланировке жилого и (или) нежилого помещений по форме, утверждаемой Министерством архитектуры и строительства.

Приемочная комиссия и ее председатель назначаются местным исполнительным и распорядительным органом не менее чем за 30 дней до начала приемки ею выполненных работ по переустройству и (или) перепланировке. Даты начала и окончания работы этой комиссии определяет инициатор с учетом установленного срока приемки выполненных работ по переустройству и (или) перепланировке.

В состав приемочной комиссии входят подрядчик и (или) инициатор либо их представители, а также представители организации, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющей жилищно-коммунальные услуги, местного исполнительного и распорядительного органа и при необходимости разработчик проектной документации и представитель организации, осуществляющей технический надзор.

В состав приемочной комиссии по согласованию с другими организациями и органами государственного надзора могут быть дополнительно включены их представители.

Инициатор обязан предъявить приемочной комиссии следующие документы:

разработанный и согласованный в установленном порядке проект;

договор строительного подряда;

договор на осуществление технического надзора;

акты на скрытые работы;

ведомость технических характеристик на изолированное помещение, составленную организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, по результатам проверки характеристик помещения при выполнении его переустройства и (или) перепланировки (далее - ведомость технических характеристик на изолированное помещение). Изготовление ведомости технических характеристик на изолированное помещение проводится по заказу и за счет средств инициатора.

 Акт приемки выполненных работ по переустройству и (или) перепланировке жилого и (или) нежилого помещений подписывается всеми членами приемочной комиссии, указанной в пункте 22 Положения № 384. Этот акт составляется в пяти (четырех) экземплярах, два из которых представляются в местный исполнительный и распорядительный орган, два - инициатору и один - подрядчику (в случае его наличия).

Решение местного исполнительного и распорядительного органа об утверждении акта приемки выполненных работ по переустройству и (или) перепланировке жилого и (или) нежилого помещений должно содержать сведения о жилом и (или) нежилом помещениях (адрес, инвентарный номер в соответствии с данными единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (при наличии), инициаторе, дату акта приемки выполненных работ по переустройству и (или) перепланировке жилого и (или) нежилого помещений, иные сведения в случае необходимости.

Составление технического паспорта на соответствующее недвижимое имущество и государственная регистрация изменения недвижимого имущества в результате переустройства и (или) перепланировки осуществляются организациями по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.

Как поступать, если произведена самовольная перепланировка?

В соответствии с п. 1.1.21-1.  Указа Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 N 200 (ред. от 15.02.2016) "Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан", при согласовании (разрешении) самовольной перепланировки жилого помещения в жилом доме в местный исполнительный и распорядительный орган необходимо предоставить:

 -паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

- техническое заключение о том, что переустройство и (или) перепланировка не влияют на безопасность эксплуатируемого здания и выполнены в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов;

-письменное согласие совершеннолетних граждан, имеющих право владения и пользования переустроенным и (или)перепланированным помещением, и участников общей долевой собственности, а в случае временного отсутствия таких граждан и участников –удостоверенное нотариально их письменное согласие;

-технический паспорт и документ, подтверждающий право собственности на помещение, - для собственника помещения;

-письменное согласие организации застройщиков в жилых домах этой организации – для члена организации застройщиков, не являющегося собственником помещения;

-письменное согласие залогодержателя жилого помещения, нежилого помещения в жилом доме на согласование(разрешение)самовольного переустройства и(или)перепланировки, если жилое помещение, нежилое помещение в жилом доме переданы в залог и распоряжение предметом залога без согласия залогодержателя не предусмотрено законодательством или договором о залоге.

Плата за осуществление данной административной процедуры не взимается.

Максимальный срок осуществления административной процедуры – 1 месяц со дня подачи заявления.

В соответствии с главой 4 Положения № 384 согласование (разрешение) самовольных переустройства и (или) перепланировки выдается в случае, если переустройство и (или) перепланировка не влияют на безопасность эксплуатируемого здания и выполнены в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов, что подтверждается техническим заключением. Техническое заключение оформляется на основании ведомости технических характеристик на изолированное помещение по результатам общего или детального (при необходимости) обследования строительных конструкций и инженерных систем, проведенного в установленном порядке в соответствии с техническими нормативными правовыми актами юридическим или физическим лицом, в том числе индивидуальным предпринимателем, имеющим право на осуществление данного вида деятельности в соответствии с законодательством.

Такие обследования, а также изготовление ведомости технических характеристик на изолированное помещение проводятся по заказу и за счет средств гражданина, юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществивших самовольные переустройство и (или) перепланировку.

При рассмотрении местным исполнительным и распорядительным органом заявления гражданин, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель в согласованное с ними время обязаны предоставить доступ в жилое и (или) нежилое помещения представителям организации, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющей жилищно-коммунальные услуги, и местного исполнительного и распорядительного органа.

По результатам осмотра жилого и (или) нежилого помещений составляется акт технического осмотра жилого и (или) нежилого помещений, в котором приводятся сведения о соответствии существующей планировки техническому заключению, а также о техническом состоянии конструкций и инженерного оборудования этих помещений. Акт технического осмотра жилого и (или) нежилого помещений составляется в произвольной форме, подписывается гражданином, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и уполномоченным должностным лицом организации, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющей жилищно-коммунальные услуги, и утверждается представителем местного исполнительного и распорядительного органа.

На основании документов, представленных гражданином, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, и актов технического осмотра жилого и (или) нежилого помещений местный исполнительный и распорядительный орган не позднее одного месяца со дня подачи заявления принимает решение о согласовании (разрешении) самовольных переустройства и (или) перепланировки либо об отказе в согласовании (разрешении) самовольных переустройства и (или) перепланировки с указанием оснований для отказа и сообщает об этом гражданину, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Решение местного исполнительного и распорядительного органа о согласовании (разрешении) самовольных переустройства и (или) перепланировки должно содержать фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) гражданина, индивидуального предпринимателя или наименование юридического лица, осуществивших самовольные переустройство и (или) перепланировку, сведения о жилом и (или) нежилом помещениях (адрес, инвентарный номер в соответствии с данными единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (при наличии), иные сведения (при необходимости).

Составление технического паспорта на соответствующее недвижимое имущество и государственная регистрация изменения недвижимого имущества в результате самовольного переустройства и (или) перепланировки осуществляются организациями по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним в порядке, установленном законодательством о государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.

В случае отказа местного исполнительного и распорядительного органа в согласовании (разрешении) самовольных переустройства и (или) перепланировки жилое и (или) нежилое помещения в срок, установленный местным исполнительным и распорядительным органом, приводятся в прежнее состояние лицом, осуществившим самовольные переустройство и (или) перепланировку, или за его счет по решению местного исполнительного и распорядительного органа.

Восстановительные работы по приведению жилого и (или) нежилого помещений в прежнее, до проведения самовольных переустройства и (или) перепланировки, состояние производятся в соответствии с порядком производства и приемки работ по переустройству и (или) перепланировке, установленным настоящим Положением.

Таким образом, прежде чем приступить к перепланировке, необходимо тщательно изучить законодательство Республики Беларусь, регулирующее данный вопрос, а именно:

-  Жилищный кодекс Республики Беларусь;

- Положение «Об условиях и порядке переустройства и(или) перепланировки»,  утвержденное Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.05.2013 N 384;

- Указ Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 N 200 "Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан".

Любовицкая Александра Михайловна,

адвокат Минской областной юридической консультации № 3

публикация подготовлена в соответствии с законодательством по состоянию на 14.03.2016г.

Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь

Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь

Интернет-портал Совета Министров Республики Беларусь

Официальный сайт Министерства Юстиции Республики Беларусь