1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Порядок, сроки и налоговые последствия увеличения уставного фонда ООО за счет дополнительных вкладов всех участников ООО

В интересах субъекта хозяйствования в некоторых случаях возникает необходимость в дополнительных оборотных средствах.

Источниками таких средств могут быть, в том числе, заемные деньги или дополнительные вклады участников в уставный фонд.

В первом случае участник может предоставить деньги по договору займа, а организация обязуется вернуть в установленный срок сумму займа, при этом не возникают какие-либо налоговые обязательства при получении и возврате суммы займа. Проценты по договору займа подлежат налогообложению в соответствии с законодательством.

Во втором случае уставный фонд общества с ограниченной ответственностью (далее по тексту – Общество) может увеличиваться, в том числе за счет внесения дополнительных вкладов всеми участниками Общества в следующем порядке.

Первое. Участники Общества принимают решение об увеличении уставного фонда Общества за счет внесения дополнительных вкладов всеми участниками. Такое решение принимается общим собранием единогласно всеми участниками и оформляется протоколом. В протоколе должно быть определено:

-    размер увеличения уставного фонда,

-    порядок расчета стоимости дополнительного вклада каждого участника,

-    срок его внесения, если этот срок не определен уставом Общества.

Решение о внесении в устав Общества изменений, связанных с увеличением его уставного фонда за счет дополнительных вкладов всех участников, может быть принято как на этом общем собрании участников одновременно с принятием решения об изменении уставного фонда, так и в последующем после фактического формирования уставного фонда.

Второе. Внесение дополнительных вкладов в уставный фонд всеми участниками.

Необходимо учитывать, что, исходя из части 6 пункта 7 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (далее - Положение), представление Обществом в регистрирующий орган документов для осуществления государственной регистрации изменений в устав, связанных с увеличением размера уставного фонда Общества, осуществляется после формирования уставного фонда в размере, предусмотренном этими изменениями, если иное не установлено законодательными актами.

Таким образом, дополнительные вклады в уставный фонд Общества должны быть внесены до государственной регистрации изменений в устав, связанных с увеличением уставного фонда.

Третье. Принятие решения о внесении в устав Общества изменений, связанных с увеличением его уставного фонда за счет дополнительных вкладов всех участников, если такое решение не было принято на первом этапе.

Четвертое. Представление изменений в устав Общества, связанных с увеличением размера уставного фонда Общества, в регистрирующий орган для государственной регистрации.

Необходимо отметить, что срок внесения вкладов всеми участниками определяется уставом Общества либо, если такой срок уставом не установлен, решением Общего собрания на первом этапе. Законодательством не предусмотрено каких-либо ограничений в части установления такого срока.

Также законодательством не установлен обязательный срок для внесения изменений в устав, связанных с увеличением размера уставного срока. Тем не менее, такие изменения должны быть зарегистрированы. Так, согласно статье 88 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее по тексту - ГК) и статьи 14 Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее по тексту – Закон) устав Общества должен определять размер уставного фонда Общества.

Кроме того, частью 3 статьи 48 ГК установлено, что изменения и (или) дополнения, вносимые в устав Общества, подлежат государственной регистрации в порядке, установленном законодательными актами, и приобретают силу для третьих лиц с момента этой регистрации, если иное не установлено законодательными актами.

Таким образом, факт увеличения уставного фонда за счет дополнительных вкладов всех участников будет узаконен только после государственной регистрации соответствующих изменений в устав Общества.

В тоже время согласно статье 136 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее по тексту – НК) денежные средства или имущество, полученные организацией от участников в качестве взносов в ее уставный фонд в размерах, предусмотренных уставом, не учитываются при определении этой организацией валовой прибыли. Другими словами, вклады, внесенные в уставный фонд в размере, установленном уставом, не влияют на размер подлежащего уплате налога на прибыль.

В нашей ситуации на дату внесения дополнительных вкладов в уставный фонд изменения в устав в связи с увеличением уставного фонда не зарегистрированы и не могут быть зарегистрированы. Следовательно, статья 136 НК до момента регистрации соответствующих изменений не применяется.

Возникает вопрос, надо ли учитывать дополнительные вклады в уставный фонд Общества при определении валовой прибыли за отчетный период до момента государственной регистрации изменений, связанных с увеличением уставного фонда?

  По нашему мнению, денежные средства, полученные Обществом в качестве дополнительных вкладов в его уставный фонд до государственной регистрации соответствующих изменений в устав,не учитываются при определении этой организацией валовой прибыли.

Согласно статье 126 НК объектом налогообложения налогом на прибыль признаются валовая прибыль, а также дивиденды и приравненные к ним доходы, признаваемые таковыми в соответствии с пунктом 1 статьи 35 НК, начисленные белорусскими организациями.

Валовой прибылью в целях главы 14 НК признается для белорусских организаций - сумма прибыли от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов.

Внереализационными доходами признаются доходы, полученные плательщиком при осуществлении своей деятельности и непосредственно не связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав (статья 128 НК).

Внереализационные доходы определяются на основании документов бухгалтерского и налогового учета с учетом положений статьи 30-1 НК.

Дата отражения внереализационных доходов определяется плательщиком на дату признания доходов в бухгалтерском учете, а в отношении доходов, по которым в пункте 3 статьи 128 НК указана дата их отражения, - на дату, указанную в пункте 3 статьи 128 НК.

Подпунктом 3.10. пункта 3 статьи 128 НК установлено, что в состав внереализационных доходов включаются суммы кредиторской задолженности, по которой истекли сроки исковой давности, и, если это предусмотрено законодательством, суммы кредиторской задолженности, по которой истекли сроки приобретательной давности.

Согласно пункту 63 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50 внесение вкладов  в денежной форме собственником имущества (учредителями, участниками) отражается по дебету счетов 50 "Касса", 51 "Расчетные счета", 52 "Валютные счета" соответственно и кредиту счета 75 "Расчеты с учредителями".

Уставный фонд организации в сумме вкладов собственника имущества (учредителей, участников), предусмотренных учредительными документами, отражается по дебету счета 75 "Расчеты с учредителями" и кредиту счета 80 "Уставный капитал".

Таким образом, отражение в бухгалтерском учете увеличения уставного фонда будет осуществлено на дату государственной регистрации соответствующих изменений в устав. До этого момента вклады участников Общества отражены по кредиту счета 75.

    Учитывая изложенное, внесенные вклады в уставный фонд включаются в состав внереализационных доходов в случае, если не зарегистрированы соответствующие изменения в устав и истекли сроки исковой давности по такой кредиторской задолженности Общества перед участниками Общества.

Валентина Завадская,

управляющий партнер, адвокат

Адвокатского бюро «ДЕ ЮРЕ КОНСАЛТ»

dc.by

 

Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь

Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь

Интернет-портал Совета Министров Республики Беларусь

Официальный сайт Министерства Юстиции Республики Беларусь