1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Субсидиарная ответственность: что нужно знать учредителю

При принятии решения о создании своего бизнеса учредитель далеко не всегда понимает круг возлагаемых на себя обязанностей, ошибочно полагая, что несет лишь риск убытков в пределах сумм внесенных им вкладов в созданное юридическое лицо. По общему правилу, согласно п. 3 ст. 52 Гражданского кодекса Республики Беларусь от 7 декабря 1998 года № 218-3 (далее – ГК) учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника. Однако на сегодняшний день ни один учредитель субъекта хозяйствования не защищен от возможности привлечения его к субсидиарной ответственности по долгам юридического лица.

Субсидиарная ответственность как вид гражданско-правовой ответственности представляет собой дополнительную ответственность лиц, которые наряду с должником отвечают перед кредитором за ненадлежащее исполнение обязательств, в случаях, установленных законом или договором.

Субсидиарная ответственность учредителя по обязательствам коммерческих юридических лиц может возникать либо 1) в силу неотъемлемой правовой связи субсидиарного должника с юридическим лицом (что обусловлено организационно-правовой формой юридического лица), либо 2) как реакция на гражданское правонарушение.

Так, в первом случае субсидиарная ответственность учредителей, участников коммерческих юридических лиц по обязательствам этих юридических лиц закреплена законодательством за следующими субъектами: полными товарищами – по обязательствам полного и коммандитного товариществ (п. 1 ст. 72, п. 1 ст. 81 ГК), участниками общества с дополнительной ответственностью (п. 1 ст. 94 ГК), членами производственного кооператива (п. 1 ст. 107 ГК), Республикой Беларусь – по обязательствам казенного предприятия (п. 5 ст. 115 ГК), полными товарищами, ставшими участниками (акционерами) хозяйственного общества при преобразовании товарищества в общество (п. 2 ст. 65 ГК).

Учредителю при решении проблемы выбора организационно-правовой формы юридического лица необходимо четко понимать, что правильно выбранная форма может не только оптимизировать бизнес, но и позволит избежать некоторых проблем в будущем. Поэтому при принятии такого решения в случае недостаточности собственных знаний целесообразно обратиться за квалифицированной юридической помощью к адвокату.

Второй случай субсидиарной ответственности учредителей коммерческих юридических лиц предусмотрен законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве) и имеет деликтную правовую природу, поскольку она возникает как правовая реакция на противоправное поведение субсидиарного должника, в результате которого юридическому лицу был нанесен имущественный ущерб и оно оказалось не в состоянии исполнить свои обязательства перед кредиторами.

Законом Республики Беларусь от 13 июля 2012 года № 415-3 «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) предусмотрено две группы оснований привлечения к субсидиарной ответственности учредителя по долгам банкрота.

В соответствии с ч. 2 ст. 11 Закона о банкротстве если экономическая несостоятельность (банкротство) должника – юридического лица вызвана учредителями (участниками) или иными лицами, в том числе руководителем должника, имеющими право давать обязательные для должника указания либо имеющими возможность иным образом определять его действия, то такие лица при недостаточности имущества должника для расчета с кредиторами солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника.

Пункт 9 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 27.10.2006 № 11 «О некоторых вопросах применения субсидиарной ответственности» определяет, что при разрешении судом данной категории дел необходимо установить следующие обстоятельства:

1) наличие у соответствующего лица права давать обязательные для этого юридического лица указания либо возможности иным образом определять его действия;

2) совершение указанным лицом действий (бездействия), свидетельствующих об использовании принадлежащего ему права давать обязательные для юридического лица указания или использовании своих возможностей иным образом определять его действия;

3) наличие причинно-следственной связи между действиями лиц, привлекаемых к ответственности, и банкротством организации;

4) недостаточность имущества юридического лица для погашения требований кредиторов.

Помимо этого, согласно ч. 3 ст. 11 Закона о банкротстве при неподаче должником заявления должника в случаях и срок, установленных частями 2 и 6 ст. 9 Закона о банкротстве, руководитель должника, председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) и (или) иные виновные в этом лица, уполномоченные в соответствии с учредительными документами, договорами или законодательством управлять должником – юридическим лицом, в том числе принимать решение о подаче заявления должника, солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника.

Если не позднее месяца со дня возникновения (выявления) оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 9 Закона о банкротстве (например, если удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения денежных обязательств должника в полном объеме перед другими кредиторами), вышеназванные лица не подадут заявление о банкротстве, то они будут солидарно нести субсидиарную ответственность.

Субсидиарная ответственность за неподачу/несвоевременную подачу заявления о банкротстве распространяется в полной мере на всех учредителей, вне зависимости от размера их долей в уставном фонде. Более того, объем ответственности лиц, виновных в несвоевременной подаче заявления должника о банкротстве, на сегодняшний день не органичен законодательством и определяется размером неудовлетворенных обязательств должника.

Следует отметить, что в связи с принятием постановления Президиума Верховного Суда Республики Беларусь от 27 апреля 2016 года № 2 «О практике рассмотрения экономическими судами дел о привлечении к субсидиарной ответственности по обязательствам должника, признанного банкротом» законодательство в отношении субсидиарных должников было несколько ужесточено, что отразилось в следующих положениях:

  1. не допускается завершение судом ликвидационного производства по делу о банкротстве при наличии оснований для привлечения к субсидиарной ответственности других лиц.

Так как иск о субсидиарной ответственности становится обязательным этапом процедуры банкротства, данное требование увеличивает риск привлечения к субсидиарной ответственности.

  1. суд обязан более активно использовать право по своей инициативе привлекать к участию в деле других ответчиков, на которых по обязательствам должника можно возложить ответственность в субсидиарном порядке (ч. 5 ст. 60 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь от 15 декабря 1998 года № 219-3).
  2. общий размер требований кредиторов в деле о банкротстве формируется как за счет требований, включенных в реестр требований кредиторов, так и подлежащих уплате вне очереди.

С целью минимизации риска привлечения к субсидиарной ответственности по долгам банкрота и возможных убытков, учредитель юридического лица должен помнить, что:

  1. субсидиарная ответственность наступает за его собственные гражданские правонарушения, поэтому ведение бизнеса должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства;
  2. в соответствии со ст. 17 Закона о банкротстве учредитель обязан своевременно принимать меры по предупреждению экономической несостоятельности, что обязывает занимать более активную позицию в управлении деятельностью юридического лица;

в случае, когда привлечение к субсидиарной ответственности неизбежно, целесообразно предпринять попытку урегулировать споры с помощью мирового соглашения.

Ходосевич Ирина Ивановна,

адвокат, заведующий Минской областной юридической консультацией № 3

Макаревич Елена, стажер Минской областной коллегии адвокатов

Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь

Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь

Интернет-портал Совета Министров Республики Беларусь

Официальный сайт Министерства Юстиции Республики Беларусь