1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Декрет №6 утратил свою былую привлекательность…. благодаря Декрету №5

     Отмены действия пресловутого Декрета №6 представители белорусского (а также, чего скрывать, и российского) среднего и малого бизнеса ожидали уже давно. Вопросы типа «А сколько еще будет действовать Декрет №6?» стали звучать еще в конце 2012 года.

     И вот свершилось… Правда Декрет №6 не отменен – в него Декретом №5 от 11 сентября 2013 года внесены изменения, вступающие в силу с 1 декабря 2013 года.

     Хотя Декрет № 6 от 7 мая 2012 года «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности» регулирует две сферы правоотношений, а именно:

     - предоставление льгот по уплате налогов при реализации товаров (работ, услуг) собственного производства при осуществлении деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности;

    - освобождение от таможенных пошлин и НДС при ввозе автомобильной техники и иного оборудования в качестве вклада в уставный фонд коммерческих организаций, зарегистрированных на территории средних, малых городских поселений, сельской местности, льготы по налогообложению мало интересуют белорусских бизнесменов: для получения таких льгот необходимо организация производства, получение сертификатов и т.д., что требует значительных денежных и временных вложений, а вот льгота по ввозу автотранспорта без таможенных пошлин и НДС оказалась широко востребована белорусскими, а также российскими предпринимателями: воспользоваться такой льготой достаточно просто - как жителю сельской местности, так городскому жителю и даже иностранцу – ведь достаточно зарегистрировать организацию на соответствующей территории и ввезти автотехнику с соблюдением процедур, установленных Декретом, и все!  - можно работать на ввезенной автотехнике, можно на ней просто ездить, ведь Декретом №6 не установлена обязательность осуществления деятельности при получении льготы, достаточно лишь поддерживать  организацию «на плаву» в течение пяти лет.

     Со вступлением в силу Декрета №5 от 11 сентября 2013 года «О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 7 мая 2012 года №6» былая привлекательность Декрета №6 для многих будет утрачена:

    ведь согласно вносимым изменениям ввоз автомобильной техники с освобождением от уплаты таможенных пошлин и НДС с 1 декабря 2013 года будет отменен.

     Декретом №5 сужен перечень кодов ТН ВЭД, по которым предоставляются льготы по ввозу товаров в качестве вкладов в уставный фонд.

     Так, из перечня кодов исключены следующие:

    8427  - Автопогрузчики с вилочным захватом; прочие погрузчики, оснащенные подъемным или погрузочно-разгрузочным оборудованием;

     8428 - Машины и устройства для подъема, перемещения, погрузки или разгрузки (например, лифты, эскалаторы, конвейеры, канатные дороги;

     8429  - Бульдозеры с неповоротным и поворотным отвалом, грейдеры, планировщики, скреперы, механические лопаты, экскаваторы, одноковшовые погрузчики, трамбовочные машины и дорожные катки, самоходные;

      8701 - Тракторы (кроме тракторов товарной позиции 8709);

    8702 - Моторные транспортные средства, предназначенные для перевозки 10 человек или более, включая водителя;

       8704 - Моторные транспортные средства для перевозки грузов;

    8705 - Моторные транспортные специального назначения (например, автомобили аварийные, автокраны, пожарные транспортные средства, автобетономешалки, автомобили для уборки дорог, поливомоечные автомобили, автомастерские, автомобили с рентгеновскими установками), кроме используемых для перевозки пассажиров или грузов;

      8706  - Шасси с установленными двигателями для моторных транспортных средств товарных позиций 8701 - 8705.

    Таким образом, наиболее востребованные товарные позиции 8704, 8702, по которым осуществляется ввоз грузовых и пассажирских авто, Декретом №5 для льготирования исключены.

     Также Декретом №5 вводятся следующие новшества в части предоставления льготы по ввозу товаров в уставный фонд:

    - теперь льгота будет предоставляться лишь в части освобождения от таможенных пошлин. Ввозной НДС необходимо будет уплачивать в общем порядке;

     - ввозимые с применением льготы товары должны быть не старше 5 лет;

     - при ввозе товаров товарной позиции 8709 (транспортные средства промышленного назначения, самоходные, не оборудованные подъемными или погрузочными устройствами, используемые на заводах, складах, в портах или аэропортах для перевозки грузов на короткие расстояния; тракторы, используемые на платформах железнодорожных станций; части вышеназванных транспортных средств) для получения льготы необходимо создать рабочие места в количестве, соответствующем количеству ввезенной техники.

     Также Декретом №5 определены новые основания для уплаты (взыскания) прольготированной пошлины. Так, прольготированная пошлина со вступлением в силу Декрета 5 также подлежит уплате (причем с пеней) если в течение 5 лет с момента ввоза товаров имели место следующие случаи:

     - если осуществлена реорганизация организации, получившей льготу, в результате которой данная организация утрачивает право собственности либо право хозяйственного ведения на ввезенные с применением льготы товары;

    - если организация, получившая льготу, изменила свой юридический адрес на территорию, не относящуюся согласно Декрету 6 к территории средних, малых городских поселений, сельской местности;

    - если осуществлен выход (исключение) участника, в результате которого организация утрачивает право собственности (хозяйственного ведения) на ввезенные с применением льготы товары; В частности, когда при выходе участника при расчетах организации с таким участником, этому участнику вместо стоимости его доли передаются товары, ввезенные с получением льготы.

     - если организацией, а также собственником имущества организации, учредителем, участником организации совершены сделки, предусматривающие переход права собственности на ввезенные с применением льготы товары, а также сделки, предусматривающие переход таких товаров во временное пользование;

     С введением указанного основания станет невозможным с сохранением льготы переоформление унитарного предприятия, получившего льготу, с одного учредителя на другого путем реорганизации такого унитарного предприятия в ООО и его последующей повторной реорганизации из ООО опять же в унитарное предприятие (процедура, активно использующаяся в настоящее время для смены собственника ввезенных с применением льготы авто), поскольку Декрет 5 устанавливает новое ограничение по совершению сделок именно собственниками имущества, учредителями, участниками в отличие от ныне действующего Декрета 6. Ведь при такой реорганизации сделка совершается именно учредителем, собственником имущества унитарного предприятия.

     Также с введением данного основания станет невозможным передача в аренду (безвозмездное пользование) ввезенных с применением льготы товаров организациям, зарегистрированным на территории средних, малых городских поселений, сельской местности.

     - изъятие собственником имущества товаров, ввезенных с применением льготы, из хозяйственного ведения (оперативного управления) организации.

     Прежние основания для уплаты (взыскания) предоставленых ввозных льгот, установленные ныне действующим Декретом №6 (ликвидация организации, совершение организацией сделок, влекущих переход права собственности на ввезенные товары, передача таких товаров в пользование в течение 5 лет с момента ввоза) также сохранили свое действие.

     Необходимо отметить, что договоры, по которым товары, ввезенные с предоставлением льгот, переданы в настоящее время в пользование иным организациям, также находящимся на «льготной территории», должны быть приведены в соответствие с положениями Декрета №5 (а именно расторгнуты) в трехмесячный срок с момента вступления в силу указанного Декрета.

    Также Декретом №5 внесены изменения в части льгот по налогам осуществляющих производственную деятельность организаций, расположенных на территории средних, малых городских поселений, сельской местности, но это уже тема для отдельной статьи.

      В качестве последствий введения Декрета 5 можно предположить некоторое незначительное подорожание грузового автотранспорта и пассажирских автобусов, а также подорожание услуг грузо- и пассажирских перевозок.

Авторы:

Елена Плавинская, Валентина Завадская

Партнеры, адвокаты Адвокатского бюро «ДЕ ЮРЕ КОНСАЛТ»

 

 

Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь

Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь

Интернет-портал Совета Министров Республики Беларусь

Официальный сайт Министерства Юстиции Республики Беларусь