1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Корректировка таможенной стоимости ввозимых товаров

В последнее время корректировка таможенной стоимости ввозимых товаров становится скорее привычным явлением, чем проблемой, с которой пытаются бороться. В то же время судебная практика по спорам с таможней не так пессимистична, и однозначно свидетельствует, что решение таможни о корректировке – еще не приговор, и в случае уверенности в подлинности документов на поставку с таможней можно и нужно спорить.

Адвокатское бюро «ВМП Власова, Михель и Партнеры» достаточно давно и успешно представляет интересы субъектов хозяйствования в данной категории дел и уже удалось систематизировать опыт и выявить предпосылки будущего успеха!

Первая рекомендация: активно участвовать на всех этапах проверки таможенным органом.  Чаще всего корректировка  происходит из-за того, что указанная в декларации цена оказалась ниже, чем у ранее ввезенных аналогичных товаров. В результате декларанту на выбор предлагается два варианта: уплатить пошлины без права на последующие возражения либо подвергнуться дополнительной проверке. Последняя заключается в подготовке и подаче для целей дополнительной проверки документов, список которых формирует таможня.

Тщательность подготовки запрашиваемых документов однозначно влияет на успех в доказывании достоверности заявленной первоначально стоимости.

В документе «Решение о дополнительной проверке» имеется таблица запрашиваемых документов и сведений. Цель - максимум представить все запрашиваемые документы в таможню по перечню, цель минимум – собрать все документы, имеющиеся  наличии и прокомментировать причины отсутствия отсутствующих. При этом важно, чтобы все документы были переведены на русский язык, а причины отсутствия части из них полно и понятно описаны таможенному органу в сопроводительном письме.

Если, несмотря на то, что представлены все необходимые документы, таможня практически всегда остается на своей позиции и требует доплатить в бюджет таможенные пошлины путем вынесения  соответствующего решения. 

Это решение может быть обжаловано в вышестоящий орган или в суд.  В нашей практике есть положительные примеры отмены решений о корректировке как первым, так и вторым органом, потому единственно верного решения, куда обращаться, здесь нет. Позиция же защиты строится по одинаковой схеме.

Вторая рекомендация – комплексно использовать нормы законодательства, которые достаточно тщательно защищают права декларантов. Из практики коллег видим, что тактика защиты часто сводится к обоснованию, почему те или иные документы предоставлены не были. Такая позиция часто не приводит к результату. В силу же законодательства единственной причиной корректировки таможенной стоимости может быть заявление недостоверной стоимости товара при ее декларировании (например, когда неправильно выбран метод определения таможенной стоимости или она неверно определена), а не факт непредоставления всех  запрошенных документов в рамках дополнительной проверки. 

Согласно п.5 Порядка контроля таможенной стоимости товаров, контроль таможенной стоимости товаров осуществляется с целью проверки соблюдения декларантом (таможенным представителем) требований, установленных законодательством Евразийского экономического союза и законодательством государств - членов Союза в части правильности выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, ее структуры и величины, а также документального подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров.

Таким образом, при таможенном оформлении заявленная декларантом таможенная стоимость товара подлежит принятию, если не установлено, что

- неправильно выбран и (или) применен метод определения таможенной стоимости товаров;

- неправильно определена структура и (или) величина таможенной стоимости товаров;

- заявленная таможенная стоимость товаров не подтверждена документально.

Одним из примеров из практики по такому делу поделимся ниже.

ЗАО «А» обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения таможни о корректировке таможенной стоимости товаров (ввозимые товары - велосипеды двухколесные, стоимость ввезенных товаров была определена заявителем и предъявлена к таможенному оформлению в размере от 17$/кг до 35$/кг).

При проверке заявленных в таможенной декларации сведений у таможенного органа возникли сомнения относительно заявленной заявителем таможенной стоимости ввозимых товаров по цене 17$/кг, в связи с тем, что заявленная таможенная стоимость значительно отличалась от имеющейся информации.

По результатам рассмотрения дополнительно представленных документов таможенный орган известил заявителя о том, что предоставленных документов для принятия первоначально заявленной таможенной стоимости недостаточно, в связи с чем было принято решение о корректировке таможенной стоимости.

В обоснование принятого решения таможенный орган указал, что заявителем не были представлены: калькуляция производителя на оцениваемые товары, либо иной документ, отражающий статьи расходов на производство оцениваемого товара. Также таможенный орган отметил, что представленный заявителем документ в качестве экспортной декларации Польши не содержит уникальный идентифицированный номер, а также штрих-код. Кроме того, представленный документ представлен без перевода на русский язык.

При проведении таможенным органом корректировки, таможенная стоимость ввезенных заявителем товаров была определена в соответствии с пунктом 22 Порядка контроля таможенной стоимости товаров, утвержденным решением Комиссии таможенного союза от 20.09.2010 №376 «О порядке декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров» (далее - Порядок №376), статьей 10 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза от 25.01.2008 с применением резервного метода: использование иных методов определения таможенной стоимости ввезенных товаров, по мнению таможенного органа было невозможно по причине отсутствия у таможенного органа достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.

Суд пришел к выводу об обоснованности требований заявителя, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 22 Закона Республики Беларусь «О таможенном тарифе», заявляемая декларантом таможенная стоимость товара и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, документально подтвержденной и количественно определимой информации.

Согласно пункту 11 Порядка №376 если при проведении контроля таможенной стоимости до выпуска товаров обнаружены признаки, указывающие на то, что заявленные при таможенном декларировании товаров сведения о таможенной стоимости могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены, то таможенный орган проводит дополнительную проверку (статья 69 Кодекса) любым способом, не запрещенным таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством государства - члена Таможенного союза, с целью принятия решения в отношении таможенной стоимости товаров. Признаками недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров могут, в частности, являться выявленные с использованием СУР риски недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров.

Как усматривается из материалов дела, в ходе проведения операций таможенного контроля в отношении ввезенного заявителем товара (велосипеды двухколесные), предъявленного к таможенному оформлению таможенным органом с использованием СУР были выявлены признаки недостоверного декларирования товаров, в результате чего заявителю было предложено представить документы и сведения, изложенные в решении о проведении дополнительной проверки.

По результатам оценки представленных заявителем документов таможенным органом было принято оспариваемое решение, в обоснование которого таможенный орган указал непредставление заявителем требуемых документов и сведений. Для определения стоимости таможней была использована информация по товарам, ввезенным из Китая, а не из Польши, Китайского происхождения. Вес одной единицы товара составил 17,4 кг в то время как масса одной единицы товара, ввезенного заявителем составила 14 кг. На вопрос суда, почему за основу были взяты товары Китайского происхождения при том, что в ценовой информации содержатся сведения о товарах, везенных из Польши, представитель таможенного органа пояснил, что при проведении корректировки и определении таможенной стоимости товара принимаются во внимание не только ценовая информация, содержащаяся в базе данных но и иные сведения получаемые из сети интернет. Поэтому таможенная стоимость товара была определена с учетом всех факторов, в том числе и полученных из интернета. Вместе с тем показать суду источники сети интернет представитель таможенного органа затруднился.

Оценивая вышеизложенные обстоятельства, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 9 Порядка №376 решение о корректировке таможенной стоимости товаров принимается, если по результатам проведенного таможенного контроля обнаружено, что заявленная таможенная стоимость товаров является недостоверной, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров (или) определена таможенная стоимость товаров (статья 68 Кодекса).

Вместе с тем, в оспариваемом решении таможенного органа не указано, что заявленная таможенная стоимость товаров является недостоверной, либо заявителем неправильно выбран метод определения стоимости.

Исходя из смысла пункта 21 Порядка №376 следует, что должностное лицо принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров также в случаях непредставления дополнительно запрошенных документов, либо в случае, если представленные документы не устраняют основания для проведения дополнительной проверки.

Однако в обоснование принятого таможенным органом решения были положены не обстоятельства того, что представленные заявителем документы не устраняют основания для проведения дополнительной проверки, а сам факт непредставления ряда документов. При этом, каким образом не представленные документы влияют на таможенную стоимость ввозимого товара таможенным органом не указано.

Также следует отметить, что основанием для принятия решения о проведении дополнительной проверки послужили признаки, указывающие на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными, выявленные при помощи СУР, но не факт недостоверности заявленной стоимости.

Исходя из смысла пункта 6 Положения о системе управления рисками и некоторых вопросах взаимодействия таможенных органов и республиканских органов государственного управления в рамках применения данной системы, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.03.2008 №419 СУР включат в себя сбор, обработку, выявление, анализ и оценку рисков, с учетом совокупности условий и факторов, влияющих на риски.

Обобщая представленную заявителем таможенному органу и в материалы дела информацию о ввезенных товарах, а также сопоставляя ее с ценовой информацией из базы данных таможни, согласно которой стоимость сравнимого товара колеблется в пределах от 4,82$ до 11,56$ за 1 кг, следует, что обоснование принятого таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости является несостоятельным, поскольку при его принятии таможенным органом не были учтены все имеющиеся факторы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость.

При осуществлении контроля таможенной стоимости товаров может быть использована информация, имеющаяся в распоряжении таможенного органа, в частности по сделкам с идентичными, однородными товарами, товарами того же класса или вида, ввозимыми при сопоставимых условиях.

Согласно статье 6  "Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза" в случае если таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, не может быть определена по стоимости сделки, таможенной стоимостью таких товаров является стоимость сделки с идентичными товарами, проданными для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза и ввезенными на таможенную территорию Таможенного союза в тот же или в соответствующий ему период времени, что и оцениваемые (ввозимые) товары, но не ранее чем за 90 календарных дней до ввоза оцениваемых (ввозимых) товаров.

Если имеющаяся в распоряжении таможенного органа Республики Беларусь ценовая информация о товарах, таможенное оформление которых произведено ранее, не соответствует критериям, указанным в настоящем пункте, такая информация не может быть использована для целей таможенной оценки товаров.

Из представленных в материалы дела документов следует, что в качестве основы для определения таможенной стоимости товара в размере 32,05 $ за 1 кг таможенным органом была использована таможенная декларация № ххх.

Вместе с тем, как отмечено выше, пояснить четкий порядок формирования цены 32.05 $ за 1 кг представители таможенного органа затруднились.

Анализируя вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что при принятии оспариваемого решения таможенным органом была использована необъективная информация.

В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 10 Соглашения «Об определении таможенной стоимости товара, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза» установлено, что таможенная стоимость оцениваемых (ввозимых) товаров определенная согласно положениям настоящей статьи, в максимально возможной степени должна основываться на ранее определенных таможенных стоимостях.

Таможенная стоимость товаров в соответствии с настоящей статьей не должна определяться на основе, в частности произвольной или фиктивной стоимости.

Ольга Николаева, адвокат  Адвокатского бюро

«ВМП Власова, Михель и Партнеры».

Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь

Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь

Интернет-портал Совета Министров Республики Беларусь

Официальный сайт Министерства Юстиции Республики Беларусь