1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Как минимизировать риски наступления неблагоприятных последствий в результате проверки

Одной из форм налогового контроля является налоговая проверка. Однако нередко после проведения налоговых проверок субъекты хозяйствования сталкиваются с необходимостью уплаты доначисленных налогов, а также штрафов за допущенные в ходе своей деятельности нарушения. Подобные последствия часто негативно сказываются на деятельности организации, приводя к значительным убыткам, а то и к банкротству компании.

Проведение проверки контролирующим органом не всегда чревато неблагоприятными последствиями для проверяемого субъекта. Субъекты хозяйствования способны минимизировать риски наступления таких последствий в результате проверки при правильной организации своей деятельности.

Правильное ведение первичных документов

В соответствии с п. 1 ст. 10 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее - Закон о бухгалтерском учете и отчетности) каждая хозяйственная операция подлежит оформлению первичным учетным документом.

При этом согласно подп. 1.10 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» (далее - Указ № 488) первичный учетный документ обладает юридической силой только в случае действительности совершения отраженной в нем хозяйственной операции.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.03.2011 № 360 «Об утверждении переченя первичных учетных документов» утвержден перечень первичных учетных документов. В частности, к ним относятся следующие виды документов:

1)        товарно-транспортная накладная;

2)        товарная накладная;

3)        приходный кассовый ордер;

4)        расходный кассовый ордер;

5)        акт о приеме-передаче основных средств;

6)        акт о приеме-передаче нематериальных активов;

7)        акт сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ;

8)        акт о передаче не завершенного строительством объекта;

9)   акт о передаче затрат, произведенных при создании объекта инженерной и (или) транспортной инфраструктуры.

В силу пп. 2, 7 Закона о бухгалтерском учете и отчетности первичные учетные документы, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, должны содержать следующие сведения:

1)  наименование документа, дату его составления;

2)        наименование организации, фамилию и инициалы индивидуального предпринимателя, являющегося участником хозяйственной операции;

3)        содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее оценку в натуральных и стоимостных показателях или в стоимостных показателях;

4)        должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и (или) правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и подписи.

Первичные учетные документы могут содержать иные сведения, не являющиеся обязательными. В случае составления первичного учетного документа в форме электронного документа он должен также соответствовать требованиям законодательства Республики Беларусь об электронных документах и электронной цифровой подписи.

С момента вступления в силу Указа № 488 на организации и индивидуальных предпринимателей возлагается обязанность обеспечить проверку первичных учетных документов на предмет их соответствия требованиям законодательства. А в случае оформления документов от имени организации или индивидуального предпринимателя Республики Беларусь - также на предмет их принадлежности отправителю товара и действительности бланка такого документа, информация о котором размещается в электронном банке данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции.

Кроме того, в настоящее время правом признания первичных документов не имеющими юридической силы согласно подп. 1.10 п. 1 Указа № 488 обладают контролирующие органы по результатам проверки, проведенной в пределах их компетенции, в случае наличия у контролирующего органа и (или) представления правоохранительными органами доказательств, опровергающих факт совершения отраженной в нем хозяйственной операции.

Таким образом, по итогам проверки существует риск признания контролирующими органами части первичных документов не имеющими юридической силы и доначисления налогов.

Для предотвращения подобных последствий важно следить за правильным оформлением первичных документов – наличием всех необходимых реквизитов, правильности заполнения.

Кроме правильного оформления первичной документации также нужно обратить внимание на проверку принадлежности контрагенту бланков первичных документов.

В настоящее время возможна проверка принадлежности контрагенту бланков первичных документов при помощи автоматизированной системы ведения электронного банка данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции (http://blank.bisc.by).

Электронный банк данных содержит сведения об изготовленных, оприходованных, отгруженных, реализованных, возвращенных, неиспользованных, недействительных, погашенных бланках документов и документах с определенной степенью защиты и печатной продукции.

Своевременная проверка первичных документов позволит предотвратить признание данных документов не имеющими юридической силы.

Проверка контрагента

Не менее значимым моментом для минимизации возможных негативных последствий проведения проверки является оценка своих контрагентов до заключения договоров.

Указом № 488 создан реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере (далее – реестр организаций с повышенным риском).

Справочно:

Сведения, содержащиеся в реестре организаций с повышенным риском, являются открытыми, общедоступными и размещаются на официальном сайте Министерства по налогам и сборам - http://www.nalog.gov.by.

В реестре организаций с повышенным риском содержатся следующие сведения:

  • наименование коммерческой организации, фамилия, собственное имя и отчество (при его наличии) индивидуального предпринимателя;
  • учетный номер плательщика;
  • основание (основания) и дата включения субъекта предпринимательской деятельности в реестр.

В соответствии с подп. 1.10 п. 1 Указа № 488 первичный учетный документ может быть признан контролирующим органом по результатам проверки не имеющим юридической силы в случае наличия у контролирующего органа доказательств, опровергающих факт совершения отраженной в нем хозяйственной операции. Тем не менее достаточно непросто доказать совершение реальной хозяйственной операции по истечении нескольких лет после ее совершения.

Следует отметить, что обнаружение подобных субъектов хозяйствования, в том числе и в уже проверенных налоговыми органами периодах не устраняет рисков последующего доначисления налогов при будущих проверках.

Так, по одному из дел решением ИМНС была повторно проведена проверка уже проверенного периода в связи с расследованием уголовного дела в отношении должностных лиц организации-контрагента Б. и доначислены налоги. Проверяемая организация С. обратилась в суд с жалобой на решение налогового органа, однако суд первой инстанции отказал в удовлетворении жалобы. Решение обжаловалось впоследствии в апелляционном и кассационном порядке. В период обжалования был вынесен приговор по уголовному делу в отношении должностных лиц организации-контрагента Б. и сама организация Б. была признана лжеструктурой. В приговоре суда содержались ссылки на товарно-транспортные накладные, которые, как было установлено судом, являлись заведомо ложными документами. Несмотря на то, что ТТН, по которым осуществлялась поставки в адрес организации С., не были указаны в приговоре суда как заведомо ложные, они были расценены впоследствии как не имеющие юридической силы, поскольку исходили от лжеструктуры. Решение суда первой инстанции по отказу в жалобе организации С. на решение ИМНС было оставлено в силе судом апелляционной и кассационной инстанции.

Соответственно, независимо от того, что лжеструктура могла осуществлять и реальную предпринимательскую деятельность в отношениях с некоторыми организациями, изначально презюмируется, что первичные документы, исходящие от такой организации, являлись заведомо ложными. Кроме того, уже проведенная ранее проверка периода, в котором было взаимодействие с лжеструктурой, не исключает проведение повторной проверки и доначисление налогов.

Таким образом, хотя Указ № 488 предполагает, что сам факт включения контрагента проверяемого субъекта в реестр организаций с повышенным риском не влечет прямого признания первичного учетного документа не обладающим юридической силой, при работе с такими организациями существует вероятность последующего признания такого контрагента лжеструктурой и, как следствие, доначисления налогов.

Важно знать:

При работе с организациями, находящимися в реестре организаций с повышенным риском, следует учитывать, что согласно п. 2-1 ст. 53 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь налоговые органы вправе приостановить операции плательщика по счетам в банке, что может привести к сложностям во взыскании задолженности и возникновению убытков.

Проведение внутренней проверки до начала проверки контролирующим органом

Как правило, о большинстве проверок проверяемые субъекты хозяйствования осведомлены заранее. В частности, в п. 22 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», установлена обязанность письменно уведомить проверяемого субъекта о назначении плановой проверки не позднее чем за 10 рабочих дней до начала ее проведения.

Кроме того, на сайте Комитета государственного контроля содержатся актуальные координационные планы проверокЭтот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра._2017-01-30_11-27-14/%D0%A1%D0%91%D0%A5%20%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%20%D0%BD%D0%B0%20%D1%81%D0%B0%D0%B9%D1%82.docx#_ftn1" title="">[1].

Таким образом, субъектам хозяйствования следует актуализировать сведения относительно внесения их в координационные планы проверок (данные планы формируются на каждое полугодие).

Актуальная информация о проведении плановых проверок позволит проверяемому субъекту заранее подготовиться к проверке контролирующими органами и провести самостоятельную, внутреннюю проверку своей деятельности.

В случае, если до проверки контролирующими органами при самостоятельном анализе своей деятельности будут обнаружены признаки, указывающие на возможное доначисление налогов (включение одного из контрагентов в реестр организаций с повышенным риском либо возбуждение уголовного дела, ошибки в ведении первичной документации и т.д.), правильнее будет самостоятельно произвести пересчет налоговых платежей, подать уточненную декларацию и доплатить недостающую сумму. Своевременная самостоятельная уплата налоговых платежей позволит избежать возможных неблагоприятных последствий в виде пене    й, административной либо уголовной ответственности.

Наталья БЕРЕЗУЦКАЯ,

адвокат АБ «Сысуев, Бондарь, Храпуцкий СБХ»

Анастасия ГОРБАЧЕВА,

помощник адвоката АБ «Сысуев, Бондарь, Храпуцкий СБХ»

Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь

Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь

Интернет-портал Совета Министров Республики Беларусь

Официальный сайт Министерства Юстиции Республики Беларусь