1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Некоторые вопросы защиты прав потребителей на примере покупки автомобиля

 

Часть первая: «Лучший автомобиль – это новый автомобиль» (Г.Форд).

 

Многие рассчитывают (а может и убеждены), что, покупая новый автомобиль, надолго забудут незапланированные заезды в сервисные центры, а их ласточка будет служить верой и правдой.

На практике реальность не всегда отвечает ожиданиям покупателя. Случается, что автомобиль, выехав от дилера, не доезжает и до дома. Это приводит к выяснению отношений с продавцом/сервисным центром, претензионной работе, а иногда и к судебным спорам.

В данной статье акцентировано внимание на основных моментах, которые, по нашему мнению, необходимо учитывать покупателям при заключении договора купли-продажи и приемке нового автомобиля.

Стоит отметить, что правоотношения по купле-продаже автомобиля подпадают под регулирование Закона «О защите прав потребителей», если:

продавцом является юридическое лицо / индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителю по договору розничной купли-продажи;

потребителем выступает физическое лицо, приобретающее товар исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Таким образом, субъектный состав участников, а также цель приобретения товара имеет существенное значение.

Если покупателем выступает индивидуальный предприниматель или же физическое лицо приобретает транспортное средство с целью использования его в такси, нормы Закона «О защите прав потребителей» не применяются.

В отличие от покупки товара в магазине, где подтверждением заключения договора выступает кассовый чек, договор купли-продажи автомобиля представляет собой письменный документ с приложениями, в котором продавец детализирует ряд условий: предмет договора (марка, модель, комплектация автомобиля), цена и порядок расчетов, срок и порядок передачи товара, порядок изменения договора и прочее.

Именно на эти условия покупатель и должен обратить внимание, и вот почему:

- продавец обязан передать товар покупателю в оговоренной комплектации. Если к моменту передачи товара у автомобиля появились (без ведома и согласия покупателя) дополнительные опции, подлежащие доплате  (например, защитная решетка радиатора, коврики в салон и прочее), покупатель вправе не принимать такой автомобиль, не оплачивать дополнительные опции и требовать от продавца безусловного исполнения договора;

- при заключении договора обязательно стоит обратить внимание на условия гарантии (на определенные элементы автомобиля устанавливаются сокращенные сроки) и срок службы автомобиля. На некоторые марки автомобилей производитель устанавливает гарантийный срок в 5 лет, одновременно декларируя, что срок службы автомобиля составляет 6 лет.

Срок службы достаточно важное понятие, так как в пределах этого срока продавец обязан обеспечить безопасность товара. Если в процессе движения беспричинно открылся капот или в экстренной ситуации не сработали элементы системы безопасности (ABS, ESP, подушки безопасности и пр.), а срок службы автомобиля истек, предъявить какие-либо претензии продавцу в данной части будет затруднительно:

- несмотря на то, что выбранный автомобиль имеется в наличии у продавца, последний, как правило, отражает в договоре срок, в течение которого товар должен быть передан покупателю (например, 40 банковских дней). Покупатель может оказаться в ситуации, когда автомобиль есть и оплачен, но получить его в момент заключения договора не представляется возможным;

- как правило, в договоре отражены случаи, в которых продавец вправе в одностороннем порядке изменить цену товара (изменение налогового, таможенного законодательства, изменение курсов валют и пр.), а в случае несогласия покупателя с изменением цены, договор будет считаться прекращенным.

Стоит отметить, что предложенные продавцом условия договора не являются неизменными и, в зависимости от серьезности намерений покупателя (стоимости автомобиля) и лояльности продавца, могут быть откорректированы с учетом обоюдной заинтересованности.

Передача автомобиля покупателю, как правило, оформляется передаточным актом и товарной накладной.

Прежде чем обозначить важность данной процедуры, следует определить, что такое автомобиль в контексте законодательства о защите прав потребителей.

Автомобиль является дорогостоящим (если его стоимость превышает 400 базовых величин) и технически сложным товаром.

Это означает, что в случае продажи товара ненадлежащего качества, потребитель вправе требовать его замены или расторжения договора только в течение 30 дней с момента передачи товара потребителю. По истечении указанного срока такие требования могут быть предъявлены потребителем в случае обнаружения в товаре существенного недостатка (неустранимый недостаток (стоимость устранения превышает 30% стоимости товара) проявляется вновь) или нарушения сроков безвозмездного устранения недостатков.

Продавец обязан продемонстрировать работоспособность товара, и это означает, что покупатель вправе требовать от продавца демонстрации работы не только основных элементов автомобиля (запуск двигателя, свет фар, стеклоподъемники и пр.), но и разного рода систем (круиз-контроль, датчик света/дождя, слежение за дорожной разметкой и прочее).

Важно тщательно осмотреть автомобиль. В случае наличия видимых дефектов (повреждение ЛКП, элементов салона) данные дефекты необходимо зафиксировать в письменном виде. В противном случае в последующем покупателю будет затруднительно заявить по ним претензии продавцу.

Встречались случаи, когда в результате транспортировки автомобиль получал повреждения, которые устранялись продавцом перед продажей (например, окрашивались поврежденные элементы).

Продавец, как правило, не информирует покупателя о «предпродажной» подготовке автомобиля, в связи с чем, рекомендуем привлекать стороннего специалиста для приемки транспортного средства.

При отказе от приемки автомобиля по основаниям наличия недостатков, продавец не считается исполнившим обязанность передать товар.

         Важно также помнить, что автомобиль включен в перечень товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату. Это означает, что потребитель не может возвратить автомобиль в пресловутые 14 дней, если «в кресле сидеть не удобно», «руль не той толщины», «не нравится салон» и по другим субъективным причинам.

         Таким образом, настоятельно советуем перед подписанием договора проконсультироваться с адвокатом, а приемку автомобиля производить со сторонним специалистом.

 

Адвокат Минской областной юридической консультации №7 И.В. Хломко

Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь

Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь

Интернет-портал Совета Министров Республики Беларусь

Официальный сайт Министерства Юстиции Республики Беларусь