1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

ПРАВОМЕРЕН ЛИ ОТКАЗ НАНИМАТЕЛЯ В НАЗНАЧЕНИИ И ВЫПЛАТЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОСОБИЙ? /из практики адвоката/

Суть обращения.

В юридическую консультацию обратилась женщина, находящаяся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет, с жалобой на действия нанимателя, связанные с отказом в назначении и выплате государственных пособий, а именно:

- пособия по материнству - пособие женщинам, ставшим на учет в организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности;

- семейное пособие - пособие в связи с рождением второго ребенка;

- семейное пособие – пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет.

Отказ в назначении и выплате пособий наниматель обосновывает тем, что женщиной пропущен срок обращения за назначением и выплатой пособий. Законом Республики Беларусь "О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей" установлен шестимесячный срок для обращения (подача заявлений и предоставление необходимых документов) со дня возникновения права на получение определенного пособия.

Согласно ст.22 Закона Республики Беларусь от 29.12.2012 N 7-З "О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей"

«1. Пособия по материнству и семейные пособия назначаются со дня возникновения права на них, если обращение за назначением государственного пособия последовало не позднее шести месяцев со дня возникновения такого права в соответствии с пунктами 3 - 5 настоящей статьи (за исключением случаев назначения государственных пособий при изменении места их выплаты в соответствии с пунктом 8 настоящей статьи).»

Фабула дела.

Женщина работала у нанимателя. В настоящее время находится в отпуске по уходу за ребенком, в возрасте до трех лет.

         26.09.2019 родился первый ребенок – сын.

02.09.2020 родился второй ребенок – дочь.

         Дети родились в полной семье, фактически все члены семьи проживают по одному адресу.

         В сентябре 2020 года, после рождения дочери, в устной форме обратилась к нанимателю о назначении и выплате всех предусмотренных законодательством государственных пособий. Предоставила в бухгалтерию листки нетрудоспособности (связанные с беременностью и родами) и заключение ВКК. На основании указанных листков нетрудоспособности пособие по беременности и родам наниматель выплатил.

Справку о рождении ребенка из органов ЗАГС выдали 22.09.2020, а в регистрации ребенка по месту жительства отказали. Отказ в регистрации ребенка был обоснован тем, что собственник жилого помещения не дал разрешение на регистрацию ребенка в жилом помещении, в котором проживает семья.

На первого ребенка наниматель выплатил и выплачивает все предусмотренные законодательством государственные пособия.

Согласно решению комиссии по назначению государственных пособий от 30.09.2021 (протокол 29.09.2021), созданной у нанимателя, причиной отказа в назначении пособий явилась несвоевременная подача заявления о назначении пособий, т.е. по истечении 6-ти месячного срока.

Решение комиссии по назначению государственных пособий от 30.09.2021 было обжаловано в районный ФСЗН, где жалоба была частично удовлетворена, а именно: невыплата пособия женщине, ставшей на учет в организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности, была признана незаконной.

         Наниматель, принимая в сентябре-октябре 2020 года документы для назначения пособий без письменного заявления, не поставил в известность о том, что обращение должно быть сделано в установленный Законом срок и по установленной Законом письменной форме, а именно, в виде заявлений (общего заявления) с приложением конкретных документов.

Согласно приложению 1 к Положению о пособиях на детей, заявление о назначении государственных пособий должно быть отобрано в письменной форме с указанием всех принятых (приложенных) документов, с разъяснением заявителю о влиянии на право получения пособий не предоставления и не полного предоставления необходимых сведений (документов), с отметкой о том, каким специалистом приняты заявление и документы.

  Согласно п.8 и п.9 Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 N 569 (ред. от 17.04.2020) "О мерах по реализации Закона Республики Беларусь "О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей" (вместе с "Положением о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам", "Положением о порядке назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей", "Положением о комиссии по назначению государственных пособий семьям, воспитывающим детей, и пособий по временной нетрудоспособности") при обращении за назначением государственных пособий граждане представляют заявление о назначении государственных пособий семьям, воспитывающим детей, по форме согласно приложению 1 (за исключением пособия по беременности и родам), а также документы и (или) сведения, предусмотренные для назначения соответствующего государственного пособия, указанные в пунктах 2.5, 2.6, 2.8, 2.9, 2.9-1, 2.12,2.15 и 2.17 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. N 200 (далее - перечень).

   При обращении одновременно за несколькими видами государственных пособий граждане представляют одно заявление о назначении государственных пособий семьям, воспитывающим детей, с указанием всех видов государственных пособий, за назначением которых они обращаются. При этом может оформляться один протокол заседания комиссии по назначению пособий.

         Фактически женщина сделала обратилась к нанимателю за назначением ей пособий в сентябре-октябре 2020 года, после рождения дочери, т.е. в течение 6-ти месяцев со дня наступления права на получение указанного пособия. Обращение к нанимателю в сентябре-октябре 2020 года за назначением государственных пособий не было оформлено надлежащим образом по вине нанимателя. Наниматель, являясь организацией, назначающей и выплачивающей государственные пособия, обязан отобрать заявление о назначении государственных пособий по установленной законодательством форме, письменно зафиксировать перечень принятых документов и разъяснить сроки обращения за назначением пособий. Указанные обязанности нанимателя предусмотрены пп.2.1 и пп.2.3 пункта 2 статьи 5 и пп.1.2. пункта 1 статьи 6 Закона Республики Беларусь от 29.12.2012 N 7-З «О государственных пособиях семьям, воспитывающих детей».        

           Невыполнение нанимателем своих обязательств, повлекло нарушение прав женщины на получение государственных пособий.

Согласно ст. 5 Республики Беларусь от 29.12.2012 N 7-З "О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей,"

2. Государственные органы, иные организации, назначающие и выплачивающие государственные пособия, обязаны:

2.1. обеспечивать комплексный подход в применении законодательства при назначении государственных пособий, своевременную выплату государственных пособий;

2.3. разъяснять гражданам их права и обязанности по вопросам назначения и выплаты государственных пособий в порядке, установленном законодательством.

Согласно ст.6 Закона Республики Беларусь от 29.12.2012 N 7-З "О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей"

1. Граждане, получающие государственные пособия (далее - получатели государственных пособий), имеют право на:

1.1. конфиденциальность информации, содержащейся в представленных ими документах и (или) сведениях государственным органам, иным организациям, назначающим и выплачивающим государственные пособия, либо в документах и (или) сведениях, указанных в подпункте 1.2 пункта 1 статьи 5 настоящего Закона;

1.2. получение полной и достоверной информации о государственных пособиях, порядке их назначения и выплаты;

1.3. обжалование решений по назначению государственных пособий.

29.09.2020 было подано заявление о регистрации ребенка по месту жительства, а именно в жилом помещении, собственником которого являлось ОАО. В регистрации было отказано, и собственник жилого помещения подал иск в суд о выселении семьи (детей и мужа) без предоставления другого жилого помещения. Судебные разбирательства закончились только 07.06.2021 вынесением определения судебной коллегии по гражданским делам Минского областного суда, которым было признано законным решение суда первой инстанции от 11.12.2020 об отказе в выселении семьи. Более того, в своем определении судебная коллегия Минского областного суда от 07.06.2021 указала, что регистрация второго ребенка не была совершена по вине директора ОАО.Однако и после судебных разбирательств собственник жилого помещения ОАО, в лице директора, а также орган ЖКХ продолжали отказывать в регистрации второго ребенка по месту жительства.

         Регистрация второго ребенка по месту жительства была осуществлена только 26.07.2021. Справка о регистрации ребенка была предоставлена нанимателю 26.07.2021. Пособие по уходу за ребенком в возрасте до трех лет было назначено с 26.07.2021. Таким образом, женщина не получала пособие почти за 8 месяцев.

С 21 января 2022 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь от 15 июля 2021 г. N 118-З "О взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь"

В связи с изменениями в законодательстве Республики Беларусь в 2022 году, коснувшихся и статьи 26 Закона «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей», предусмотрена возможность восстановления пропущенных по уважительной причине сроков обращения за назначением государственных пособий,предусмотренных статьями 12, 14, 15 и 18 Закона. Среди таких пособий - пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет. А вот пособие в связи с рождением ребенка (ст.11 Закона) не вошло в перечень пособий, относительно которых при пропуске срока обращения за их назначением, срок обращения может быть восстановлен.

Согласно п.4 ст.22 Закона Республики Беларусь от 15.07.2021 N 118-З "О взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь" внесены изменения в Закон «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей", в соответствии с которыми статья 2. «Правовое регулирование отношений в сфере государственных пособий» изложена в новой редакции:

1. Отношения в сфере государственных пособий регулируются законодательством о государственных пособиях, международными договорами Республики Беларусь и иными международно-правовыми актами, содержащими обязательства Республики Беларусь.

2. Законодательство о государственных пособиях основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

статья 26 дополнена пунктом 2-1 следующего содержания:

"2-1. В случае пропуска по уважительным причинам сроков обращения за назначением государственных пособий, предусмотренных статьями 12, 14, 15 и 18 настоящего Закона, они могут быть восстановлены решениями:

областных, Минского городского управлений Фонда социальной защиты населения - при назначении государственных пособий по месту работы (службы), учебы, прохождения подготовки в резидентуре;

…".

В случае восстановления пропущенных сроков государственные пособия назначаются и выплачиваются не более чем за три года до обращения за их назначением при условии, что семья имела на них право в соответствии с настоящим Законом.".

Комментарий.

 

Таким образом, ввиду изложенных обстоятельств дела и новой редакции ст.26 Закона Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям,воспитывающим детей» имеются законные основания восстановления пропущенного срока для назначения пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, путем подачи в управление ФСЗН заявления о восстановлении пропущенного срока без обращения в судебные органы.

     Что касается решения комиссии по назначению государственных пособий от 30.09.2021 (протокол 29.09.2021) и ответа районного управления ФСЗН об отказе в назначении пособия в связи с рождением ребенка, то указанные решения необходимо обжаловать в вышестоящий орган Фонда социальной защиты населения в порядке п.2 ст.23 Закона Республики "О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей".

В случае несогласия с решениями спор разрешается в судебном порядке.

Адвокат Минской областной юридической консультации №3

Кашкан Наталья Дмитриевна

Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь

Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь

Интернет-портал Совета Министров Республики Беларусь

Официальный сайт Министерства Юстиции Республики Беларусь