1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ СОЗДАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ И ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВ НА НИХ В УСТАНОВЛЕННЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ СРОКИ

По общему правилу, возникновение земельного участка как объекта гражданского права, а также прав, ограничений (обременений) прав на него связывается с моментом осуществления государственной регистрации создания земельного участка, прав, ограничений (обременений) прав на него.

При этом действующим земельным законодательством Республики Беларусь установлены предельные сроки обращения за государственной регистрацией земельных участков, прав, ограничений (обременений) прав на них.

Так, ч. 1 и ч. 2 п. 7 Указа Президента Республики Беларусь от 27.12.2007 года № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков» (далее – Указ № 667) предусмотрено, что гражданин, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо (далее – лицо) в течение двух месяцев со дня принятия решения о предоставлении им земельных участков, а в отношении земельных участков предоставляемых в аренду – в течение двух месяцев со дня подписания договора аренды земельного участка, но не позднее трех месяцев со дня принятия решения о предоставлении им земельных участков в аренду обязаны в установленном порядке обратиться за государственной регистрацией этих земельных участков, прав, ограничений (обременений) прав на них.

Невыполнение требований обращения за государственной регистрацией земельного участка, прав, ограничений (обременений) прав на него в течение названных сроков влечет серьезные правовые последствия. Согласно ч. 1 п. 8 Указа № 667 решение о предоставлении земельного участка в таком случае считается утратившим силу, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

В то же время следует отметить, что на практике не исключена ситуация, когда соблюдение установленного срока для осуществления государственной регистрации создания земельного участка и прав, ограничений (обременений) прав на него не представляется возможным по обстоятельствам, не зависящим от самого лица.

Данное обстоятельство связано с самим порядком обращения лиц за государственной регистрацией, установленным Положением о порядке изъятия и предоставления земельных участков, утвержденным Указом № 667. И в частности, его п.п. 38-42, которые предусматривают последовательность и сроки выполнения лицом, местным исполнительным и распорядительным органом, организацией по землеустройству необходимых действий, создающих возможность осуществления государственной регистрации права лица на земельный участок.

Исходя из положений названных норм права, по существу, единственное действие, которое должно быть совершено лицом для осуществления государственной регистрации создания земельного участка и возникновения прав, ограничений (обременений) прав на данный земельный участок, – это обеспечить разработку землеустроительного дела и установление границ земельного участка на местности путем своевременного заключения договора подряда на разработку проекта отвода земельного участка (или договора подряда на установление границ земельного участка на местности).

 Все последующие действия, необходимые для осуществления государственной регистрации создания земельного участка и прав, ограничений (обременений) прав на него, подлежат совершению местным исполнительным и распорядительным органом, организацией по землеустройству и, по существу, не зависят от действий самого лица:

- установление организацией по землеустройству (или субподрядчиком) границ земельного участка на местности, в том числе с участием лица, которому предоставлен этот участок, землепользователя земельного участка, из земель которого изъят данный участок, и при необходимости - смежных землепользователей, с оформлением акта об ознакомлении заинтересованных сторон с установленными границами на местности;

- разрешение местным исполнительным комитетом земельного спора в порядке, установленном законодательными актами, в случае возникновения такого спора при согласовании границ предоставляемого земельного участка на местности;

- оформление организацией по землеустройству (или субподрядчиком) землеустроительного дела;

- направление организацией по землеустройству землеустроительного дела с заявлением о государственной регистрации создания земельного участка и возникновения права на него в организацию по государственной регистрации.

При этом следует отметить, что ч. 11 п. 7 Указа № 667 предусмотрено, что в случае разрешения в судебном порядке в отношении земельного участка вопросов, препятствующих государственной регистрации этого участка, прав, ограничений (обременений) прав на него срок для обращения за государственной регистрацией приостанавливается с даты принятия дела к производству до даты вступления в силу соответствующего судебного постановления.

Однако ни Указ № 667, ни утвержденное им Положение о порядке изъятия и предоставления земельных участков не содержат аналогичной нормы на случай разрешения местным исполнительным и распорядительным органом (а не судом) земельного спора, препятствующего государственной регистрации создания земельного участка, прав, ограничений (обременений) прав на него, в том числе связанного с несогласием смежных землепользователей с установлением границ предоставляемого лицу земельного участка на местности. Пунктом 39 указанного Положения предусмотрено лишь приостановление 15-ти дневного срока, исчисляемого рабочими днями, предусмотренного ч. 1 п. 38 данного Положения для установления границ предоставленного земельного участка на местности со дня оплаты таких работ на срок со дня совершения отметки об отказе от подписи акта об ознакомлении заинтересованных сторон с установленными границами на местности и до дня принятия решения о разрешении возникшего земельного спора. В то же время при буквальном толковании названный 15-дневный срок не тождественен сроку для обращения за государственной регистрацией.

Исходя же из положений названного Указа и утвержденного им Положения, а также ст. 92 Кодекса Республики Беларусь о земле от 23.07.2008 года № 425-З (далее – КоЗ) для названного рода земельных споров установлен, прежде всего, именно внесудебный порядок их разрешения.

В свою очередь, ч. 3 ст. 93 КоЗ предусмотрены следующие предельные сроки для рассмотрения земельного спора: 15 дней – если спор не требует дополнительного изучения и проверки, и 1 месяц – если такая проверка требуется. При этом данные сроки могут быть продлены на срок до 1 месяца в тех случаях, когда имеется необходимость проведения специальной проверки, запроса дополнительных материалов. И дополнительно ч. 4 ст. 93 КоЗ установлено, что при первичной неявке одной из сторон земельного спора, если от нее не поступило заявления о рассмотрении спора в ее отсутствие, рассмотрение земельного спора откладывается, а течение срока его рассмотрения приостанавливается.

Соответственно, даже при надлежащем выполнении местными исполнительными и распорядительными органами своих обязанностей по разрешению земельного спора может сложиться ситуация, когда земельный спор будет разрешен за пределами двухмесячного срока, установленного  для обращения лица за государственной регистрацией предоставляемого ему земельного участка, прав, ограничений (обременений) прав на него. Что же говорить о ситуации бездействия со стороны названных органов при разрешении земельного спора и одновременном всяческом противодействии в разрешении такого спора другой стороны?..

Указанное выше ведет к тому, что при буквальном толковании норм действующего земельного законодательства Республики Беларусь не исключено, что на практике могут иметь место случаи утраты силы решения о предоставлении земельного участка лицу, добросовестно совершившему все зависящие от него действия для обеспечения государственной регистрации предоставляемого ему земельного участка, прав, ограничений (обременений) прав на него. Что само по себе выглядит абсурдным и, безусловно, требует поиска некоего разумного решения.

И при этом представляется, что наиболее оптимальным выходом из сложившейся ситуации является корректировка норм действующего земельного законодательства Республики Беларусь путем прямого указания на приостановление течения срока для обращения за государственной регистрацией предоставляемого земельного участка, прав, ограничений (обременений) прав на него на время разрешения возникшего земельного спора местными исполнительными и распорядительными органами.

В настоящее же время, думается, что нормы ч. 1 и ч. 2 п. 7, ч. 1 п. 8 Указа № 667 подлежат расширительному толкованию и решение о предоставление земельного участка не может быть признано утратившим силу, если лицо в соответствующий срок совершило зависящие от него действия по обеспечению осуществления государственной регистрации, то есть обеспечило путем своевременного заключения договора подряда на разработку проекта отвода земельного участка (или договора подряда на установление границ земельного участка на местности) установление границ предоставляемого земельного участка на местности.

Брендак Анастасия Григорьевна,

адвокат Адвокатского бюро «Привилегия Права»

Вишнякова Ирина Константиновна,

адвокат, партнер Адвокатского бюро «Привилегия Права»

Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь

Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь

Интернет-портал Совета Министров Республики Беларусь

Официальный сайт Министерства Юстиции Республики Беларусь