Адвокатская деятельность
Юридическая помощь
Категории
ОБРАЩЕНИЕ ЗА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИЕЙ В ОТНОШЕНИИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА В СВЕТЕ УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ № 463
26.12.2017 года был издан Указ Президента Республики Беларусь от 26.12.2017 года № 463 «О совершенствовании порядка изъятия и предоставления земельных участков» (далее – Указ № 463), которым в Указы Президента Республики и, прежде всего, в Указ Президента Республики Беларусь от 27.12.2007 года № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков» (далее – Указ № 667) и утвержденное им Положение о порядке изъятия и предоставления земельных участков внесены изменения, касающиеся порядка изъятия и предоставления земельных участков, вступающие в силу через три месяца после официального опубликования Указа № 463 (опубликован на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь - 30.12.2017).
В частности, Указом № 463, на что мы хотим обратить внимание в рамках настоящей статьи, разработка проекта отвода земельного участка и установление его границы на местности объединены в единую процедуру. И со вступлением в силу Указа № 463 данные действия подлежат осуществлению до принятия решения об изъятии и предоставлении земельного участка. Что, в свою очередь, в целом вносит свои позитивные коррективы в порядок обращения за государственной регистрацией земельных участков. Об этом поподробнее...
Так, до издания Указа № 463 Положение об изъятии и предоставлении земельных участков, утвержденное Указом № 667, предусматривало (и предусматривает до вступления в силу изменений, внесенных в него Указом № 667) следующий порядок совершения действий по изъятию и предоставлению земельного участка (без учета обращения с соответствующим заявлением о предоставлении земельного участка и предварительного согласования места размещения земельного участка в тех случаях, когда это является необходимым):
- разработка проекта отвода земельного участка и принятие на его основе решения об изъятии и предоставлении данного участка;
- установление границ предоставленного земельного участка на местности, государственная регистрация создания земельного участка и возникновения права на него (п. 11 названного Положения).
При этом ч. 1 и ч. 2 п. 7 Указа № 667 было предусмотрено, что гражданин, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо (далее – лицо) в течение двух месяцев со дня принятия решения о предоставлении им земельных участков, а в отношении земельных участков предоставляемых в аренду – в течение двух месяцев со дня подписания договора аренды земельного участка, но не позднее трех месяцев со дня принятия решения о предоставлении им земельных участков в аренду обязаны в установленном порядке обратиться за государственной регистрацией этих земельных участков, прав, ограничений (обременений) прав на них.
Последствием же несоблюдения названного срока обращения за государственной регистрацией земельного участка, прав, ограничений (обременений) прав на него согласно ч. 1 п. 8 Указа №667 являлась утрата силы решением о предоставлении земельного участка.
В связи с чем на практике не исключены были случаи утраты силы решением о предоставлении земельного участка по обстоятельствам, независящим от лица, которому предоставлялся земельный участок. В частности, данное обстоятельство во многом связано с тем, что срок обращения за государственной регистрацией в отношении земельного участка исчислялся со дня принятия решения об изъятии и предоставлении земельного участка. Однако после принятия такого решения осуществлялось установление границ земельного участка на местности и подготавливалось с учетом этого землеустроительное дело, без которого осуществление государственное регистрации в отношении земельного участка не является возможным. При установлении же границ земельного участка, и в частности, их согласовании при необходимости со смежными землепользователями, нередко возникают земельные споры, которые подлежат разрешению, прежде всего, местными исполнительными и распорядительными органами (ст. 92 Республики Беларусь о земле от 23.07.2008 года № 425-З (далее – КоЗ)) и приостанавливают до их рассмотрения подготовку землеустроительного дела. В свою очередь, Указ № 667 не предусматривал ранее возможности приостановления течения срока обращения за государственной регистрацией в отношении земельного участка на время рассмотрения земельного спора местным исполнительным и распорядительным органом. А потому встречались случаи, когда лицо, которому предоставляется земельный участок, совершило все зависящие от него действия для обеспечения государственной регистрации в отношении земельного участка, однако не успевало в установленный срок обратиться за государственной регистрацией из-за не разрешения в данный срок земельного спора местным исполнительным и распорядительным органом.
Вносимые Указом № 463 изменения в Указ № 667 и утвержденное им Положение о порядке изъятия и предоставления земельных участков предусматривают, что установление границ земельного участка осуществляется организацией по землеустройству непосредственно после разработки и согласования проекта отвода земельного участка. И только после этого проект отвода земельного участка с материалами по установление его границы и необходимыми документами, проект решения местного исполнительного комитета об изъятии и предоставлении этого земельного участка направляются организацией по землеустройству в соответствующую землеустроительную службу. А последняя, в свою очередь, – в местный исполнительный комитет в соответствии с его компетенцией по изъятию и предоставлению земельного участка для принятия необходимого решения.
Глава же 6 Положения о порядке изъятия и предоставления земельных участков, утвержденного Указом № 667, излагается в новой редакции и предусматривает осуществление государственной регистрации земельного участка и возникновения прав, ограничений (обременений) прав на него после передачи в соответствующую организацию по государственной регистрации организацией по землеустройству копии решения (выписки из решения) об изъятии и предоставлении земельного участка, проекта отвода земельного участка с материалами по установлению его границы на местности или землеустроительного дела по установлению границы земельного участка. При этом предельных сроков для обращения за государственной регистрацией не устанавливается, а п. 7 и п. 8 Указа № 667 фактически прекращают действовать, поскольку Указом № 463 п. 1- 12-1 Указа № 667 излагаются в новой редакции, которая не содержит соответствующих норм.
Таким образом, фактически со вступлением в силу Указа № 463 будет исключена ситуация утраты силы решением об изъятии и предоставлении земельного участка и в связи с этим невозможности обращения за государственной регистрацией в отношении земельного участка по обстоятельствам, независящим от лица, которому такой участок предоставляется. Что, безусловно, отвечает целям защиты законных прав субъектов земельных отношений.
Брендак Анастасия Григорьевна,
адвокат Адвокатского бюро «Привилегия Права»