1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

ПАМЯТКА ГРАЖДАНАМ ПО ИСПОЛНИТЕЛЬНОМУ ПРОИЗВОДСТВУ

 

Все, что необходимо знать об условиях и порядке ведения исполнительного производства по исполнительному документу.

Срок предъявления к исполнению исполнительных документов

Если пропустить срок на предъявление исполнительного документа к исполнению, можно потерять возможность возбудить исполнительное производство. Суд может восстановить срок, если он пропущен по уважительным причинам (т.е. не во всех случаях).

Срок предъявления к исполнению всех исполнительных документов, выданных судами (судебные приказы, исполнительные листы, определения о судебном приказе), составляет 3 года (ч.1 ст.34 Закона об исполнительном производстве).

Для других исполнительных документов этот срок определяется в соответствии с законодательством (например, для исполнительной надписи – 1 год).

Исполнительное производство возбуждается по заявлению взыскателя

После того, как решение суда вступит в силу, необходимо подать в канцелярию суда заявление о выдаче исполнительного документа, получить на руки исполнительный лист и самостоятельно обратиться с заявлением о возбуждении исполнительного производства в отдел принудительного исполнения по месту жительства Должника (месту нахождения юридического лица).

Суд направляет исполнительный документ судебному исполнителю только по уголовным делам и по делам об административных правонарушениях.

Если Взыскателю не известно, в какой именно орган принудительного исполнения следует обращаться за возбуждением исполнительного производства, он вправе предъявить исполнительный документ и заявление о возбуждении исполнительного производства главному судебному исполнителю по области (г. Минску) по месту исполнительных действий (ст. 56 Закона об исполнительном производстве).

Главный судебный исполнитель по области (г. Минску) в 3-дневный срок со дня их получения (в случае немедленного исполнения - в день поступления) направит указанные документы в соответствующий отдел принудительного исполнения. (ч. 3 ст. 42 Закона об исполнительном производстве).

Срок на добровольное исполнение требований после возбуждения исполнительного производства

Срок на добровольное исполнение Должником требований исполнительного документа составляет 7 рабочих дней со дня, когда Должник получил постановление о возбуждении исполнительного производства (ч.1 ст.46 Закона об исполнительном производстве).

Если у должника не получается погасить долг в срок 7 дней, он может обратиться к судебному исполнителю с ходатайством о продлении срока на добровольное исполнение.

Если такой срок будет продлен и долг будет погашен, с должника не взыщут принудительный сбор. С другой стороны, для взыскателя это не очень позитивное изменение – срок в исполнительном производстве может затянуться, и есть риск того, что судебный исполнитель будет бездействовать.

Порядок обжалования постановлений, действий и бездействия судебного исполнителя

Взыскатели и должники имеют право на обжалование:

- постановлений, действий, бездействий судебного исполнителя, который непосредственно ведет исполнительное производство;

- постановлений, действий, бездействий руководителя органа принудительного исполнения, связанные с непосредственным исполнением исполнительных документов.

Права на обжалования дают возможность каждой из сторон повлиять на ход исполнительного производства.

Требования к форме и содержанию жалобы содержатся в ст. 126 Закона об исполнительном производстве.

К жалобе необходимо приложить:

- документ, подтверждающий направление ее копии и приложенных к жалобе документов сторонам исполнительного производства, судебному исполнителю, руководителю органа принудительного исполнения, постановление, действия (бездействие) которого обжалуются;

- копию обжалуемого постановления судебного исполнителя.

Согласно ст. 127 Закона об исполнительном производстве, жалобы на постановления судебного исполнителя, связанные с исполнением исполнительных документов, могут быть поданы в течение 10 рабочих дней со дня их получения.

Жалобы на действия (бездействие) судебного исполнителя, связанные с непосредственным исполнением исполнительных документов, могут быть поданы в течение 10 рабочих дней со дня совершения этих действий (установления факта бездействия) либо со дня, когда лицо, подающее жалобу, не извещенное о времени и месте совершения таких действий, узнало или должно было узнать об их совершении.

Срок рассмотрения жалобы на судебного исполнителя составляет 10 рабочих дней. Но этот срок может быть приостановлен в случае запроса дополнительных документов или сведений, которые имеют значение для правильного рассмотрения жалобы. Рассмотрение жалобы при этом приостанавливается на срок до получения запрошенных документов (ст. 130 Закона об исполнительном производстве).

На срок рассмотрения жалобы судебные исполнители обычно приостанавливают исполнительное производство. В этот период никакие исполнительные действия не совершаются (аресты не накладываются, деньги не взыскиваются). Чем дольше рассматривается жалоба – тем дольше ничего не происходит в исполнительном производстве. А это не всегда выгодно Взыскателю.

Компетенция судебного исполнителя

  1. Судебный исполнитель вправе самостоятельно заменить выбывшую сторону в исполнительном производстве на ее правопреемника по заявлению стороны исполнительного производства или по своей инициативе (ст.19 Закона об исполнительном производстве).

Замена стороны судебным исполнителем возможна только по уже возбужденному исполнительному производству. Если же перемена лиц в обязательстве произошла, когда исполнительный документ находится на руках у Взыскателя, либо в банке (до возбуждения исполнительного производства), с заявлением о замене стороны ее правопреемником следует обращаться по-прежнему в суд.

  1. Судебный исполнитель может принудительно эвакуировать транспортные средства (статья 63 Закона об исполнительном производстве).

Если судебный исполнитель установит, что у должника есть автомобиль, он может его арестовать, задержать, принудительно эвакуировать и поместить на охраняемую стоянку. Если местонахождение автомобиля неизвестно, судебный исполнитель выносит постановление об аресте, задержании и принудительной эвакуации автомобиля на охраняемую стоянку и передает его в органы внутренних дел для исполнения.

  1. Если судебный исполнитель вынесет постановление о приостановлении операций по банковским счетам, должник не сможет открыть другие банковские счета, так как в автоматизированной информационной системе, к которой подключены все банки, появляется информация об этом. 

Ограничения для должников

На любой стадии исполнительного производства могут быть приняты меры по обеспечению исполнения исполнительного документа (статья 60 Закона об исполнительном производстве), если их непринятие может затруднить или сделать невозможным исполнение исполнительного документа.

Кроме мер, принимаемым к Должникам непосредственно судебным исполнителем (арест денежных средств и имущества), ограничительные меры могут быть приняты судом.

Так суд может временно ограничить право на выезд за пределы Беларуси и для должностных лиц юридического лица, к которым относятся руководитель, главный бухгалтер, лица, входящие в коллегиальный исполнительный орган, и другие лица, уполномоченные в соответствии с учредительными документами, договорами или законодательством управлять должником.

Суд может также ограничить право должников-граждан и Индивидуальных предпринимателей на управление транспортным средством и на охоту.

Суд может ограничить должников-граждан и ИП в праве посещать игорные заведения. Это ограничение может коснуться азартных игроков, а также физлиц, для которых игры были дополнительным источником дохода. 

Взыскатель может обратиться к судебному исполнителю с ходатайством о применении тех или иных обеспечительных мер к Должнику, обосновав по какой причине их необходимо принять.

Основания, по которым судебный исполнитель сможет отказать в применении мер обеспечения к Должнику (статья 62 Закона об исполнительном производстве):

1) причины, которые взыскатель указал в ходатайстве, недостаточно обоснованы;

2) принятие мер может существенно нарушить права и законные интересы других лиц;

3) принятие мер будет препятствовать исполнению самого исполнительного документа.

Таким образом, взыскатель должен тщательно обосновать, почему ходатайствует о той или иной мере. Во многих случаях это потребует консультации адвоката.

Правила взыскания расходов по принудительному исполнению и распределения средств между взыскателями

Если должник не погасил долг в срок для добровольного исполнения исполнительного документа, на основании постановления судебного исполнителя с Должника после возбуждения исполнительного производства будет взыскиваться принудительный сбор вне зависимости от совершения судебным исполнителем действий по принудительному исполнению.

Принудительный сбор не будет взыскиваться с должника лишь в ситуации, когда требование исполнено должником до возбуждения исполнительного производства или в срок для добровольного исполнения, предоставленный должнику судебным исполнителем (ч. 2 ст. 120 Закона об исполнительном производстве).

Расходы по исполнению исполнительного документа могут быть возложены на взыскателя в следующих случаях:

1) если взыскатель предъявил исполнительный документ для принудительного исполнения, но оснований для взыскания нет;

2) если взыскатель необоснованно инициировал исполнительные действия, которые повлекли расходы по исполнению исполнительного документа (ч.3 статьи 119 Закона об исполнительном производстве).

Это правило относится лишь к распределению расходов по исполнению (ч.1 ст.119 Закона об исполнительном производстве): хранение, перевозка и реализация арестованного имущества, выплата вознаграждения экспертам, специалистам, проезд исполнителя к месту совершения исполнительных действий, вознаграждение субъекту торговли за реализацию имущества и т.п.

Принцип распределения средств между взыскателями одной очереди

Пропорциональное распределение средств действует для первой очереди в отношении социально значимых требований: о взыскании алиментов, расходов, затраченных государством на содержание детей на государственном обеспечении, а также сумм в возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина (статья 122 Закона об исполнительном производстве).

Требования на сумму до 100 базовых величин не удовлетворяются в особом порядке, как это было ранее. Требования до 100 базовых величин удовлетворяются в общем порядке и их очередность зависит от категории требования.

Перечень имущества юридических лиц, на которое может быть обращено взыскание

Взыскание может быть обращено на:

- сельскохозяйственную технику, задействованную в процессе производства сельскохозяйственной продукции;

- оборудование либо инвентарь сельскохозяйственного назначения, топливо, используемые для технологических процессов производства продукции;

- семена, минеральные, органические и химические удобрения, средства защиты, необходимые для обеспечения посева и сбора урожая;

- корм для скота и птицы, необходимый до сбора новых кормов или до выгона скота на пастбище, корм для рыбы и земноводных до сбора новых кормов или до вылова, а также ветеринарные препараты;

- сельскохозяйственную продукцию, произведенную во исполнение заказа на поставку для государственных нужд.

Можно обращать взыскание на товар, находящийся под таможенным контролем (включать в контрагенты организации, которые работают по Декрету № 6). Это возможно, если у должника нет денег или другого имущества, чтобы исполнить требования по исполнительному документу.

Перечень имущества, которое реализуется с торгов:

1) недвижимое имущество;

2) транспортные средства;

3) имущество стоимостью 1 000 базовых величин и более.

Независимая оценка имущества обязательно проводится в следующих случаях (статья 88 Закона об исполнительном производстве):

- когда установить стоимость всего имущества или отдельных его частей затруднительно;

- когда имущество подлежит реализации с торгов/электронных торгов;

- предприятий как имущественных комплексов;

- капитальные строения (здания, сооружения), изолированные помещения, машино-места, незавершенные законсервированные капитальные строения, незавершенные незаконсервированные капитальные строения и доли в общей собственности на них;

- технологическое оборудование, станки, механизмы;

- культурные ценности;

- транспортные средства;

- вещи стоимостью более 50 базовых величин;

Если сторона исполнительного производства не согласна со стоимостью, которую установил судебный исполнитель (по цене, существующей в данной местности, остаточной стоимости с учетом степени износа имущества, отпускной цене); в таком случае сторона исполнительного производства сама оплачивает расходы на процедуру оценки.

Независимая оценка стоимости имущества производится, чтобы установить его ликвидационную стоимость.

Ликвидационная стоимость всегда ниже рыночной, так как предполагает сжатые сроки продажи. Такой подход к оценке имущества должника призван ускорить исполнительное производство.

Результаты независимой оценки будут действительны 12 месяцев. Если имущество не реализуется в этот срок, понадобится повторная оценка.

Повторная оценка обязательна вне зависимости от того, прошло 12 месяцев или нет, если в первоначальной оценке выявлены замечания или ошибки, а ее исполнитель отказался их устранять.

Судебный исполнитель может не проводить весь комплекс мер по работе с имуществом и денежными средствами должника, а сразу направить исполнительный документ по месту получения должником доходов, если после возбуждения исполнительного производства будет установлено, что должник-гражданин (ИП) получает заработную плату и приравненные к ней доходы.

Если должник получает доходы из одного или нескольких источников, судебный исполнитель вправе вынести постановление об обращении взыскания на доходы должника, которое является исполнительным документом.

Судебный исполнитель может одновременно обращать взыскание на заработную плату должника и его имущество. После направления исполнительного документа по месту работы (получения доходов) должника исполнительное производство оканчивается. Но параллельно с этим, если у должника обнаружится имущество, на которое можно обратить взыскание, судебный исполнитель начинает работать по исполнительному производству и взыскивать деньги.

Размер удержаний из заработной платы и приравненных к ней доходов должника составляет 50% от суммы зарплаты/приравненных к ней доходов должника после того, как из них удержаны налоги и обязательные страховые взносы (статья 107 Закона об исполнительном производстве).

Взыскание не может быть обращено на денежные средства, причитающиеся должнику - гражданину, в том числе индивидуальному предпринимателю, в качестве (статья 109 Закона об исполнительном производстве):

- выходного пособия и компенсации за неиспользованный отпуск, выплачиваемых при увольнении работника (исключение -  взыскания по делам о взыскании алиментов, взыскании расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении);

- компенсационных выплат, предусмотренных законодательством о труде;

- единовременных премий, выдаваемых не из фонда заработной платы;

- государственных пособий семьям, воспитывающим детей (исключение - взыскание алиментов; взыскание расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении; о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина);

- пособий на погребение;

- пособий и выплат гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных аварий;

- надбавки на уход к пенсиям, установленной законодательством.

Оленская Инесса Витальевна,

адвокат Минской областной коллегии адвокатов,

осуществляющий адвокатскую деятельность индивидуально

 

Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь

Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь

Интернет-портал Совета Министров Республики Беларусь

Официальный сайт Министерства Юстиции Республики Беларусь