1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ ОБРАЩЕНИИ В СУД С ЖАЛОБОЙ НА ПОСТАНОВЛЕНИЯ, ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) СУДЕБНОГО ИСПОЛНИТЕЛЯ.

Зачастую при исполнении органами принудительного исполнения исполнительных документов возникают ситуации, когда стороны исполнительного производства (взыскатель или должник), иные лица, по мнению которых их права и законные интересы нарушаются при исполнении исполнительного документа, не довольны работой судебного исполнителя в части исполнения исполнительного документа. В этой связи стоит отметить, что одним из способов защиты прав и интересов указанных лиц является обращение в суд с жалобой на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя.

В настоящей статье мы расскажем, как обратиться в суд с жалобой на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя так, чтобы жалоба была принята судом к производству, а не была возвращена без рассмотрения или оставлена без движения.

Прежде всего, отметим, что условия и порядок ведения исполнительного производства по исполнительному документу, по которому должник обязан совершить определенные действия (передать денежные средства и (или) иное имущество, исполнить другие требования, содержащиеся в исполнительном документе) или воздержаться от совершения определенных действий определены Законом Республики Беларусь от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве» (далее – Закон № 439-З), в свою очередь условия и порядок проведения исполнительных действий судебным исполнителем в исполнительном производстве регулируются Инструкцией по исполнительному производству, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 07.04.2017 № 67 (далее - Инструкция).

Стоит обратить внимание, что 06.01.2021 г. принят Закон Республики Беларусь № 90-З «Об изменении законов по вопросам исполнительного производства» (далее – Закон от 06.01.2021 г.), который вступит в силу с 15.07.2021 г. Законом от 06.01.2021 г. предусмотрено внесение изменений в законы по вопросам исполнительного производства, направленное на совершенствование действующих подходов и порядка принудительного исполнения исполнительных документов, а также повышение эффективности деятельности органов принудительного исполнения. Указанным законом помимо прочего упрощается порядок обжалования постановлений, действий (бездействия) судебных исполнителей, в том числе устанавливаются минимальные требования при подаче документов в суд для рассмотрения процессуальной жалобы. Благодаря внесенным корректировкам упрощается восприятие порядка обжалования действий (бездействия) судебного исполнителя. На изменениях, касающихся обжалования постановлений, действий (бездействия) судебных исполнителей в судебном порядке мы остановимся отдельно.

С учетом задач исполнительного производства, определенных ст. 4 Закона № 439-З, отметим, что рассмотрение судами дел указанной категории способствует восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, организаций, не являющихся юридическими лицами, соблюдению и охране интересов государства, что в совокупности способствует соблюдению баланса публично-правовых и частноправовых интересов, в связи с чем, рассмотрение судами дел данной категории позволяет всем заинтересованным лицам надлежащим образом защищать свои права и законные интересы.

Поскольку мы решили остановиться на отдельных вопросах, возникающих при обращении в суд с жалобой на действия судебного исполнителя, полагаемым возможным начать с вопроса определения подсудности: в какой суд следует обращаться с жалобой на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя. Практика показывает, что вопрос определения подсудности по данной категории дел сложности не вызывает.

Проанализировав нормы действующего законодательства: ч. 4 ст. 48, ч.1 ст. 360-3 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь (далее - ГПК), ч. 14 ст. 51, ч. 1 ст. 266-3 Хозяйственного-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее - ХПК), ч. 2 ст. 132 Закона №439-З следует, что жалобы на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя, а также на постановления, действия (бездействие) руководителя органа принудительного исполнения, связанные с непосредственным исполнением исполнительных документов, подаются в экономический суд области (города Минска) либо районный (городской) суд по месту нахождения соответствующего органа принудительного исполнения.

Так, например, суд Ленинского района г. Минска рассматривает жалобы на постановления, действия (бездействие) судебных исполнителей четырех отделов органов принудительного исполнения: отдела принудительного исполнения Ленинского района г. Минска, Заводского района г. Минска, Центрального района г. Минска и Минского района, это связано с тем, что на территории Ленинского района г. Минска находятся отделы принудительного исполнения указанных районов.
Что касается решения вопроса, в какой конкретно суд общей юрисдикции обращаться с жалобой: в экономический суд области (города Минска) либо районный (городской) суд, практика показала, что здесь также не возникает вопросов.

Так, ч. 3 ст. 132 Закона № 439-З четко определено, в каких случаях с жалобами следует обращаться в экономический суд. Так, жалобы (протесты) подаются в экономический суд области (города Минска) в случае:

исполнения исполнительных документов, выданных судами, рассматривающими экономические дела;
исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах иностранных судов в случаях, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь и исполнительных надписях нотариусов, дипломатических агентов дипломатических представительств Республики Беларусь и консульских должностных лиц консульских учреждений Республики Беларусь о взыскании денежных сумм (задолженности), в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя, гражданина, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица;
исполнения постановления судебного исполнителя, вынесенного при необходимости совершения отдельных исполнительных действий на территории, на которую не распространяются полномочия судебного исполнителя, в процессе исполнения исполнительного документа, выданного судом, рассматривающим экономические дела в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя, гражданина, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица;
в иных случаях, установленных законодательными актами.

Таким образом, с жалобой на действия (бездействие) судебного исполнителя следует обращаться в суд по месту нахождения соответствующего органа принудительного исполнения, работником которого является судебный исполнитель, действия (бездействие) которого обжалуются. При этом в районный (городской) суд с жалобой следует обращаться во всех случаях, кроме случаев, когда жалобы подается в экономический суд; при этом в экономический суд области (г. Минска) с жалобой следует обращаться в случаях, предусмотренных ч. 3 ст.132 Закона №439-З.

Вместе с тем, важно отметить, с учетом изменений, вносимых Законом от 06.01.2021 г. по прежнему с жалобой необходимо будет обращаться в суд по месту нахождения соответствующего органа принудительного исполнения, а вот ст. 132 Закона № 439-З исключается, и при определении подсудности необходимо будет руководствоваться ст. 46-2 ХПК, которая и будет определять случаи, когда с жалобой на действия (бездействие) судебного исполнителя следует обращаться в экономический суд.

Так, с 15.07.2021 г. с жалобой на действия (бездействия) судебного исполнителя следует обращаться в экономический суд в случаях:

исполнения исполнительных документов, выданных судами, рассматривающими экономические дела;
исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах иностранных судов в случаях, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь, исполнительных надписях нотариусов, дипломатических агентов дипломатических представительств Республики Беларусь и консульских должностных лиц консульских учреждений Республики Беларусь о взыскании денежных сумм (задолженности) в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя, гражданина, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;
исполнения решений налоговых органов о взыскании налогов, сборов (пошлин), а также иных обязательных платежей в республиканский и местный бюджеты, контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты которых возложен на налоговые органы, с юридического лица, индивидуального предпринимателя, гражданина, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;
в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.

Как усматривается, законодатель конкретизировал перечень случаев, когда с жалобами следует обращаться в экономический суд, включив в действующий в настоящее время перечень случай исполнения решений налоговых органов о взыскании налогов, сборов (пошлин), а также иных обязательных платежей в республиканский и местный бюджеты с юридического лица, индивидуального предпринимателя, гражданина, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности; при этом исключив из указанного перечня случай исполнения постановления судебного исполнителя, вынесенного при необходимости совершения отдельных исполнительных действий на территории, на которую не распространяются полномочия судебного исполнителя, что является вполне обоснованным, поскольку Законом от 06.01.2021 г. устанавливается экстерриториальность в деятельности органов принудительного исполнения, предусматривающая распространение полномочий судебного исполнителя на всю территорию Республики Беларусь.

В настоящее время в силу ч. 4 ст.48, ч.ч. 1, 2 ст.360-3 ГПК, ст. 46-2, ч.ч. 1, 2 ст. 266-3 ХПК, предметом судебного обжалования (опротестования) по данной категории дел являются постановления, действия (бездействие) судебных исполнителей, руководителя органа принудительного исполнения, связанные с непосредственным исполнением исполнительных документов.

Таким образом, предметом обжалования могут быть:

- постановления судебного исполнителя, связанные с непосредственным исполнением исполнительных документов;
- действия (бездействие) судебного исполнителя, связанные с непосредственным исполнением исполнительных документов;
- постановления, действия (бездействие) руководителя органа принудительного исполнения, связанные с непосредственным исполнением исполнительных документов.

При этом действующее законодательство об исполнительном производстве не определяет, какие постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя, руководителя органа принудительного исполнения не связаны с непосредственным исполнением исполнительных документов. В этой связи представляется возможным к постановлениям, действиям (бездействию) судебных исполнителей, руководителя органа принудительного исполнения не связанных с непосредственным исполнением исполнительных документов, относить постановления, действия (бездействие) по вопросам отводов, предоставления сторонам исполнительного производства возможности ознакомления с материалами исполнительного производства, допуска к участию в исполнительном производстве представителей сторон и т.д.

Поэтому, в случае обращения в суд с жалобой на такие постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя, руководителя органа принудительного исполнения, суд откажет в возбуждении дела в связи с отсутствием у заявителя права на обращение в суд, поскольку такая жалоба не подлежит рассмотрению в суде ввиду не подведомственности.

Стоит обратить внимание, что с 15.07.2021 г. предмет судебного обжалования по данной категории дел изменится. Так, в соответствии с Законом от 06.01.2021 г. с 15.07.2021 г. можно обжаловать не только постановления действия (бездействие) судебного исполнителя, но и постановления, действия (бездействие) иного работника органа принудительного исполнения. Кроме того, закрепляется сложившаяся в настоящее время практика в части возможности обжалования непосредственно в суд постановления руководителя органа принудительного исполнения, вынесенного по результатам рассмотрения жалобы на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя, иного работника органа принудительного исполнения.

В этой связи отметим, что законодательство и ранее наделяло иных работников органов принудительного исполнения полномочиями по вопросам исполнения исполнительных документов, а обжалование постановлений, действий (бездействия) иного работника органа принудительного исполнения в силу ч. 4 ст. 124 Закона № 439-З осуществляется в таком же порядке, как и действия судебного исполнителя.

Вместе с тем, в настоящее время ч. 4 ст. 48, параграф 9 ГПК, ст. 46-2, ч. 14 ст. 51, ст. 266-3 ХПК регулируют лишь порядок обжалования постановлений, действий (бездействия) только судебных исполнителей и руководителей органов принудительного исполнения, об иных работниках органов принудительного исполнения в указанных нормативных правовых актах даже не упоминается. К слову, и сам Закон № 439-З (абз. 5 ч. 1 ст. 129) в качестве одного из основания для возврата жалобы без рассмотрения указывает, что руководитель органа принудительного исполнения, которому подана жалоба предметом которой являются постановления, действия (бездействие) лица, не являющегося судебным исполнителем, руководителем органа принудительного исполнения, возвращает такую жалобу без рассмотрения.

Таким образом, расширив предмет обжалования, законодатель устранил имеющиеся в настоящее время противоречия межу ГПК, ХПК и Законом № 439-З.

Определяя круг лиц, кто может обратиться в суд с жалобой на постановления, действия (бездействия) судебного исполнителя, руководителя органа принудительного исполнения, отметим, что в соответствии с ч.1 ст.360-3 ГПК, ч.1 ст. 266-3 ХПК постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя, а также постановления, действия (бездействие) руководителя органа принудительного исполнения, связанные с непосредственным исполнением исполнительных документов, могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства (взыскателем, должником), иными лицами, чьи права и законные интересы нарушены при исполнении исполнительных документов, либо опротестованы прокурором.

Таким образом, с жалобой на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя, руководителя органа принудительного исполнения в суд могут обратиться стороны исполнительного производства (должник, взыскатель), иные лица, чьи права и законные интересы нарушены при исполнении исполнительных документов (например, хранитель арестованного имущества), а также прокурор может принести протест на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя, руководителя органа принудительного исполнения.

Заинтересованными лицами по данной категории дел, как правило, являются стороны исполнительного производства, судебный исполнитель, руководитель органа принудительного исполнения, чьи действия (бездействие), постановления обжалуются, а также руководитель органа принудительного исполнения, вынесший постановление по результатам рассмотрения жалобы. Кроме того, если заявитель просит возместить ему судебные расходы по уплате государственной пошлины, в такой ситуации заинтересованным лицом следует также указывать и соответствующее главное управление юстиции. В этой связи, судами явка указанных лиц, как правило, признается обязательной, вместе с тем, в силу ч. 5 ст. 360-5 ГПК, ч. 10 ст. 266-3 ХПК неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, не является препятствием для рассмотрения жалобы.

Относительно соблюдения досудебного порядка обжалования действий (бездействия) судебного исполнителя и срока обращения в суд с жалобой, отметим, согласно ч. 2 ст. 360-3 ГПК, ч. 2 ст. 266-3 ХПК постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя, а также постановления, действия (бездействие) руководителя органа принудительного исполнения, могут быть обжалованы в суд в случае несогласия с постановлениями руководителя органа принудительного исполнения или вышестоящего руководителя органа принудительного исполнения, вынесенными по результатам рассмотрения жалобы на такие постановления, действия (бездействие), поданной в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве. Жалобы могут быть поданы в течение десяти дней со дня получения постановлений руководителя органа принудительного исполнения, вынесенных по результатам рассмотрения жалобы на постановление, действия (бездействие) судебного исполнителя, руководителя органа принудительного исполнения, поданной в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве.

Таким образом, указанные положения устанавливают обязательный досудебный порядок рассмотрения процессуальной жалобы начальником органа принудительного исполнения и соблюдение заявителем десятидневного срока подачи жалобы.

Так, подавать жалобу нужно в порядке подчиненности – руководителю органа принудительного исполнения, где работает судебный исполнитель, или руководителю вышестоящего органа принудительного исполнения, в зависимости от того, чьи именно действия обжалуются, а в случае несогласия с решением руководителя – в суд. Отметим, что непосредственно порядок подачи жалобы (протеста) в порядке подчиненности регулируется нормами ст. 125 Закона.

Стоит обратить внимание, что при обжаловании действий Главного судебного исполнителя Республики Беларусь Законом № 439-З не предусмотрен обязательный досудебный порядок рассмотрения процессуальной жалобы. Так, ч. 3 ст. 124 Закона № 439-З определено, что постановления, действия (бездействие) Главного судебного исполнителя Республики Беларусь могут быть обжалованы непосредственно в суд.

Что касается изменений в части порядка обжалования постановлений, действий (бездействия) судебного исполнителя, руководителя органа принудительного исполнения, Главного судебного исполнителя Республики Беларусь, вносимых Законом от 06.01.2021 г., отметим, что указанным законом сохраняется обязательный досудебный порядок рассмотрения процессуальной жалобы начальником органа принудительного исполнения на действия (бездействие) судебного исполнителя, руководителя органа принудительного исполнения, также сохраняется отсутствие необходимости досудебного обжалования постановления, действия (бездействия) Главного судебного исполнителя Республики Беларусь и закрепляется уже сложившийся на практике порядок обжалования постановления руководителя органа принудительного исполнения, вынесенного по результатам рассмотрения жалобы на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя. Так, Закон от 06.01.2021 г. четко прописывает, что с такой жалобой можно обращаться непосредственно в суд, что устраняет неясность, имеющуюся сегодня в действующем законодательстве, поскольку данный вопрос не был урегулирован.

В судебной практике в настоящее время, в случае несоблюдения досудебного порядка обжалования действий (бездействия) судебного исполнителя, районные суды на основании п. 2 ч.1 ст. 264 ГПК Республики Беларусь отказывают в возбуждении дела в связи с наличием к этому препятствий, а по возбужденным делам на основании п.1 ч.1 ст. 165 ГПК Республики Беларусь оставляют жалобу без рассмотрения; суды, рассматривающие экономические дела, на стадии разрешения вопроса о принятии жалобы и возбуждении производства по делу на основании абз. 2 ч. 1 ст. 164 ХПК отказывают в принятии жалобы и возбуждении производства по делу, а если указанные выше обстоятельства установлены после принятия жалобы к производству, на основании абз. 5 ст. 151 ХПК оставляют жалобу без рассмотрения.

Относительно соблюдения срока обращения в суд с жалобой, на практике суды всегда выясняют вопросы соблюдения десятидневного срока, исчисляемого в порядке, установленных ч. 2 ст. 360-3 ГПК, ч. 2 ст. 266-3 ХПК. В случае пропуска десятидневного срока, предусмотренного для обжалования, данный срок может быть восстановлен судом в порядке, установленном статьей 154 ГПК или ст. 138 ХПК. При рассмотрении вопроса о восстановлении срока, суды выясняют, когда заявителем получена копия постановления руководителя органа принудительного исполнения, по какой причине пропущен срок и является ли данная причина уважительной.

В подтверждение соблюдения десятидневного срока подачи жалобы в суд, например, можно приложить конверт с ответом руководителя органа принудительного исполнения о рассмотрении жалобы в досудебном порядке, либо сведения о слежении за почтовым отправлением. Кроме того, суд, как правило, самостоятельно или по ходатайству сторон может запросить материалы рассмотрения жалобы в досудебном порядке, в которых, как правило, содержатся почтовые обратные уведомления о получении сторонами исполнительного производства, иными лицами копий постановлений, из которых также можно сделать вывод, соблюден или нет заявителем десятидневный срок обращения в суд с жалобой.

На практике в случае пропуска указанного срока и отсутствием уважительных причин для его восстановления, районные суды исследуют все обстоятельства дела, однако отказывают в удовлетворении жалобы, ссылаясь в решении на установление данного обстоятельства.

Относительно требований, которые предъявляются к содержанию жалобы, отметим, что такие требования определены ГПК и ХПК.

В целом, анализируя нормы ХПК и ГПК, регулирующие институт обжалования постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя, руководителя органа принудительного исполнения, можно сделать вывод, что на сегодняшний день они идентичны.

Так, согласно ч.ч. 1, 2 ст. 360-4 ГПК, ст. 266-3 ХПК жалобы на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя, а также на постановления, действия (бездействие) руководителя органа принудительного исполнения, связанные с непосредственным исполнением исполнительных документов, должны соответствовать требованиям, установленным статьями 109 и 110 ГПК и ч.ч. 1 и 2 ст. 159 и ч.1 ст. 160 ХПК соответственно.

Так, в жалобе должны быть указаны наименование суда, в который он подается, наименование и место жительства (место нахождения) заявителя, а также его представителя, если жалоба подается представителем, их контактные телефоны, факсы и электронные адреса (при их наличии), наименование и место жительства (место нахождения), контактные телефоны, факсы и электронные адреса (при их наличии) сторон исполнительного производства, судебного исполнителя, руководителя органа принудительного исполнения, наименование документа – жалоба, сущность жалобы, а также ее обоснование, перечень приложений, подпись заявителя или его представителя и дату подачи.

К жалобе обязательно прикладывается документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, а также копия жалобы по числу лиц, участвующих в деле.

Относительно уплаты государственной пошлины, отметим, что на практике вопрос определения размера государственной пошлины, которую необходимо уплатить за рассмотрение жалобы на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя, как правило, не вызывает проблем.

Так, согласно подп. 4.2. п.4 Приложения 13 к Налоговому кодексу Республики Беларусь, ставка государственной пошлины, за рассмотрение жалобы на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя установлена в размере 1 базовой величины. Вместе с тем, считаем необходимым обратить внимание, на требование, содержащееся в подп.1.2 п.1 ст.288 Налогового кодекса Республики Беларусь, в соответствии с которым по жалобе, содержащему несколько самостоятельных требований, государственная пошлина уплачивается за каждое требование в отдельности.

Поэтому, в случае если заявителем обжалуется несколько постановлений и действий судебного исполнителя, то государственную пошлину следует оплачивать за каждое обжалуемое постановление, действие судебного исполнителя.

Не стоит забывать, что помимо общих требований, которым должна соответствовать жалоба как процессуальный документ (ст.ст. 109, 110 ГПК, ч.ч. 1 и 2 ст. 159 и ч.1 ст. 160 ХПК), в направляемой в суд жалобе, в силу ч. 2 ст. 360-3 ГПК, ч. 6 ст. 266-3 ХПК также должны быть указаны:

наименование исполнительного документа, в связи с исполнением которого обжалуются постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя, руководителя органа принудительного исполнения, номер исполнительного документа и дата его выдачи, требования, содержащиеся в исполнительном документе;
наименование суда, иного уполномоченного органа, фамилия и инициалы должностного лица, выдавших исполнительный документ.

В настоящее время важным аспектом является соблюдение еще одного требования, предъявляемого к жалобе, установленного ч. 3 ст. 360-3 ГПК и ч. 7 ст. 266-3 ХПК: к жалобе должны быть приложены документы, подтверждающие направление копии этой жалобы и приложенных к ней документов сторонам исполнительного производства, судебному исполнителю, руководителю органа принудительного исполнения, постановления, действия (бездействие) которых обжалуются, руководителю органа принудительного исполнения, вынесшему постановление по результатам рассмотрения жалобы.

В случае несоблюдения заявителем указанных выше требований, предъявляемых к содержанию жалобы и прилагаемых к ней документов в соответствии с ч. 4 ст. 360-4 ГПК, ч. 8 ст. 266-3 ХПК, судья возвращает жалобу на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя, а также на постановления, действия (бездействие) руководителя органа принудительного исполнения, связанные с непосредственным исполнением исполнительных документов, без рассмотрения в случае, если будет установлено, что эта жалоба подана с нарушением требований, установленных ч.ч. 2 и 3 ст. 360-4, ст.ст. 109 и 110 ГПК, ч.ч. 6 и 7 ст. 266-3, ч.ч. 1 и 2 ст. 159 и ч. 1 ст. 160 ХПК.

Однако судебная практика пошла немного другим путем. Так, если жалоба не соответствует требованиям, предъявленным ст.ст. 109, 110 ГПК: в жалобе не указано наименование и место жительства (место нахождения) имеющих непосредственный интерес в исходе дела лиц (сторон исполнительного производства, судебного исполнителя, руководителя органа принудительного исполнения), если к жалобе не приложен документ, подтверждающий уплату государственной пошлины или не приложены копии жалобы по числу имеющих непосредственный интерес в исходе дела лиц, то районные суды оставляют такие жалобы без движения, предоставляя право заявителю устранить указанные недостатки.

И лишь только в случаях, когда жалоба не соответствует требованиям, предъявленным ст.ст. ч.ч. 2 и 3 ст. 360-4 ГПК: если в жалобе не указаны наименование исполнительного документа, в связи с исполнением которого обжалуются постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя, номер исполнительного документа и дата его выдачи, требования, содержащиеся в исполнительном документе, наименование суда, иного уполномоченного органа, фамилия и инициалы должностного лица, выдавших исполнительный документ, а также, если к жалобе не приложены документы, подтверждающие направление копии этой жалобы и приложенных к ней документов стороне по исполнительному производству (взыскателю или должнику), судебному исполнителю, руководителю органа принудительного исполнения, районные суды в силу ч.4 ст. 360-4 ГПК возвращают жалобу без рассмотрения.

На наш взгляд такая сложившаяся практика вполне объяснима, поскольку, оставляя жалобу без движения, суды тем самым создают условия доступа к правосудию.

В этой связи отметим существенное изменение, вносимое Законом от 06.01.2021 г. Так, указанным законом сокращены требования для подачи документов для рассмотрения процессуальной жалобы: с 15.07.2021 г. у заявителя не будет необходимости прилагать документы, подтверждающие направление копии жалобы и приложенных к ней документов сторонам исполнительного производства, судебному исполнителю, руководителю органа принудительного исполнения, постановления, действия (бездействие) которых обжалуются, а у суда уже не будет специальных правовых оснований для возврата жалобы без рассмотрения, которые предусмотрены в настоящее время ч. 4 ст. 360-4 ГПК, ч. 8 ст. 266-3 ХПК. Суд сможет оставить жалобу без рассмотрения лишь по общим основаниям, предусмотренным ст. 165 ГПК, ст. 151 ХПК, в том числе, в случае несоблюдения досудебного порядка обжалования действий судебного исполнителя.

Полагаем необходимым также отметить, что Законом от 06.01.2021 г. внесены изменения относительно срока рассмотрения судом жалоб на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя. Так, в настоящее время законодательством определен достаточно короткий срок для рассмотрения жалобы – не позднее десяти дней со дня ее поступления в суд (ч.1 ст.360-5 ГПК, ч. 9 ст. 266-3 ХПК), а с 15.07.2021 г. жалобы будут рассматриваться не позднее одного месяца со дня поступления в суд.

Подводя итог, отметим, при обращении в суд с жалобой на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя следует четко придерживаться требований Закона, ГПК и ХПК, которые в настоящее время регулируют порядок обжалования постановлений, действий (бездействия) судебного исполнителя.

С целью недопущения ошибок, выявленных на практике, при обращении в суд с жалобой следует помнить о необходимости:

- соблюдения заявителем досудебного порядка обжалования постановлений, действия (бездействия) судебного исполнителя, а также соответствия содержания жалобы требованиям, установленным ст. 360-4 ГПК, ст. 266-3 ХПК. В случае если судом будет установлено, что жалоба подана с нарушением требований указанных статей, суд возвратит жалобу без рассмотрения или оставит жалобу без движения и предоставит срок для устранения недостатков;
- соблюдения десятидневного срока обращения в суд с жалобой, исчисляемого со дня получения постановления руководителя органа принудительного исполнения, вынесенного по результатам рассмотрения жалобы на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя. В случае, если судом будет установлен пропуск указанного срока и суд не найдет уважительных причин для его восстановления, следует помнить, что районный суд на основании ч. 7 ст. 264 ГПК может отказать в удовлетворении жалобы, ссылаясь в решении только на установление данного обстоятельства.

Е.И.Кухарева, стажер адвоката Минской областной юридической консультации №1 Минской областной коллегии адвокатов

Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь

Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь

Интернет-портал Совета Министров Республики Беларусь

Официальный сайт Министерства Юстиции Республики Беларусь