1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

НОВОЕ В НАЛОГОВОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ДЛЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В 2021 ГОДУ

 

С 1 января 2021 года произошли изменения в налоговом законодательстве. В Налоговой кодекс были внесены изменения и дополнения Законом от 29 декабря 2020 года № 72-З «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь» (далее – Закон об изменении Налогового кодекса). В настоящей статье будут рассмотрены основные изменения, касающиеся налогообложения физических лиц.

В первую очередь, изменения коснулись ставок подоходного налога с физических лиц. С 1 января 2021 года до1 января 2023 года повышена ставка подоходного налога в отношении доходов, получаемых физическими лицами по трудовым договорам от резидентов ПВТ, резидентов Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень» и (или) совместной белорусско-китайской компании по развитию Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень». Теперь применяется ставка подоходного налога 13% вместо 9%.

Положением о Парке высоких технологий, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 22.09.2005 № 12 (далее – Положение о ПВТ) была и до сих пор предусмотрена ставка подоходного налога 9% в отношении доходов физических лиц (кроме работников, осуществляющих обслуживание и охрану зданий, помещений, земельных участков), полученных в течение календарного года от резидентов ПВТ по трудовым договорам (контрактам). Аналогичная норма предусмотрена Положением о специальном правовом режиме Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень», утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 12.05.2017 № 166 (далее – Положение об индустриальном парке «Великий камень»). Пункт 51 данного Положения предусматривает ставку подоходного налога 9% в отношении доходов физических лиц, полученных по трудовым договорам (контрактам) от резидентов индустриального парка и (или) совместной компании до 1 января 2027 года.

Норма о повышении ставки подоходного налога предусмотрена Законом об изменении Налогового кодекса, тогда как льготная ставка подоходного налога закреплена в соответствующем Декрете и Указе. Напомним, что согласно пункту 2 статьи 23 Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах» в случае расхождения декрета или указа Президента Республики Беларусь с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом. В связи с этим возникает вопрос о необходимости руководствоваться новыми ставками подоходного налога в случае, когда нормативными правовыми актами с большей юридической силой предусмотрена льготная ставка. В данном случае, следует иметь в виду, что согласно статье 30 Закона Республики Беларусь от 21.02.1995 № 3602-XII «О президенте Республики Беларусь» проекты законов, по содержанию расходящиеся с временным декретом, могут приниматься Национальным собранием Республики Беларусь, в том числе, в случаях, когда проекты законов внесены в Палату представителей Президентом или с его согласия. Учитывая, что проект Закона «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь» был внесен в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь Президентом Республики Беларусь с нормой, отличной от содержащихся в соответствующем декрете и указе, и данный законопроект был принят Национальным собранием Республики Беларусь, должна применяться ставка подоходного налога 13%.

Помимо этого, согласно разъяснениям Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, стабилизационная оговорка, предусмотренная Положением об индустриальном парке «Великий камень», не распространяется на физических лиц, получающих доходы от резидентов индустриального парка или совместной компании. Стабилизационная оговорка действует в отношении резидентов индустриального парка, совместной компании при исполнении ими обязанностей плательщиков налогов и сборов и не действует при исполнении ими обязанностей налоговых агентов, в том числе при исчислении подоходного налога.

Увеличены также размеры ставок подоходного налога в фиксированных суммах в отношении доходов, полученных от сдачи физическим лицам в аренду (субаренду), наем жилых и (или) нежилых помещений, машино-мест, находящихся на территории Республики Беларусь. Новые размеры ставок предусмотрены приложением 2 к НК. Увеличена также ставка сбора за осуществление ремесленной деятельности. Новая ставка сбора устанавливается в размере двух базовых величин вместо одной базовой величины, предусмотренной предыдущей редакцией НК.

Расширен перечень доходов, не признаваемых объектом налогообложения подоходным налогом. С 1 января 2021 года не признаются объектом налогообложения подоходным налогом доходы, полученные плательщиками в размере сумм подоходного налога с физических лиц, уплаченных за счет средств налогового агента при установлении контролирующим органом факта неправомерного неудержания и неперечисления в бюджет указанных сумм налоговым агентом. Это означает, что в случае установления контролирующим органом факта неправомерного неудержания и неперечисления подоходного налога налоговым агентом этот налог у физического лица не удерживается. Его уплачивает налоговый агент за счет собственных средств. Под неправомерным неудержанием и неперечислением в бюджет суммы подоходного налога понимается невыполнение налоговым агентом в установленный срок обязанности по удержанию из доходов плательщика и перечислению в бюджет суммы подоходного налога с физических лиц, выразившееся в неотражении сведений об объекте налогообложения подоходным налогом с физических лиц в налоговом и (или) бухгалтерском учете при его фактическом наличии, установленном на основании собранных доказательств либо данных, представленных правоохранительными органами. Данные положения направлены, в первую очередь, на предотвращение фактов выплаты заработной платы в конвертах и является своеобразной мерой воздействия на недобросовестных налоговых агентов. Планируются также изменения в иные нормативные правовые акты для борьбы с выплатами зарплат в конвертах.

В новой редакции Налогового кодекса уточнено, что пониженные ставки (0% и 6%) подоходного налога в отношении доходов в виде дивидендов применяются, только если они получены плательщиками, являющимися налоговыми резидентами Республики Беларусь. При этом плательщикам подоходного налога, получающим дивиденды, которые облагаются подоходным налогом по ставке 6%, предоставляются налоговые вычеты, установленные статьями 209-211 НК, а именно стандартные налоговые вычеты, а также социальные и имущественные налоговые вычеты.

Помимо изменений, изложенных выше, также внесены корректировки в отношении доходов, освобождаемых от налогообложения, увеличены размеры стандартных вычетов, внесены изменения в порядок предоставления социальных и имущественного налоговых вычетов.

В новой редакции Налогового кодекса появился новый республиканский налог. Теперь физические лица, за которыми в ГАИ МВД Республики Беларусь зарегистрированы транспортные средства, будут уплачивать транспортный налог. Данный налог пришел на смену госпошлине за выдачу разрешения на допуск к участию транспортных средств в дорожном движении, которую автовладельцы должны были уплачивать перед прохождением транспортным средством техосмотра.

Плательщиками налога признаются организации и физические лица, в том числе зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Если транспортное средство взято в финансовую аренду (лизинг), плательщиком налога признается лизингополучатель.

Транспортный налог подлежит уплате за каждое транспортное средство вне зависимости от его участия в дорожном движении. При этом за отдельные транспортные средства (ТС) налог не взимается. К ним относятся:
- ТС, выбывшие из обладания его собственника (владельца) в результате противоправных действий других лиц;
- ТС, используемые для оказания медицинской помощи;
- ТС, выпущенные в 1991 году и ранее, или сведения о годе выпуска которых отсутствуют;
- электромобили (ТС категории М1, М1G) – не облагаются налогом до 31 декабря 2025 года;
- ТС, специально оборудованные для использования инвалидами;
- ТС, снятые с учета до 1 июля 2021 года;- ТС, в отношении которых не истек срок действия разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, за выдачу которого была уплачена государственная пошлина (исчисление транспортного налога начнется с месяца, следующего за месяцем, в котором истек срок действия такого разрешения). Как пояснили в Министерстве по налогам и сборам, физические лица, уплатившие до 1 января 2021 года государственную пошлину и получившие разрешение на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, будут уплачивать транспортный налог пропорционально количеству месяцев, следующих за месяцем, в котором истек срок действия разрешения.

Ставки транспортного налога устанавливаются в зависимости от разрешенной максимальной массы, вместимости или за одну единицу транспортного средства согласно приложению 27 Налогового кодекса. Ставки транспортного налога применяются в размере 50% от установленной ставки в отношении ТС, зарегистрированных за следующими категориями лиц:
- ветераны Великой Отечественной войны;
- инвалиды I или II группы;
- лица, достигшие общеустановленного пенсионного возраста;
- лица, имеющие право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста.

Ставки транспортного налога применяются в размере 75% от установленной ставки в отношении ТС, зарегистрированного за инвалидом III группы.
Уплата транспортного налога плательщиками – физическими лицами будет производиться за истекший календарный год на основании извещения налогового органа, вручаемого такому плательщику не позднее 1 сентября. Уплатить налог необходимо будет не позднее 15 ноября года, следующего за истекшим календарным годом.

Плательщики – физические лица, которые по состоянию на 1 января 2021 года не получили разрешение на допуск ТС к участию в дорожном движении, но за выдачу которого уплатили госпошлину, будут платить транспортный налог за 2021 год в следующем порядке:
- не позднее 15 декабря 2021 года – авансовый платеж в размере 1 базовой величины (по состоянию на 1 января 2021 года);
- не позднее 15 ноября 2022 года – доплата транспортного налога.

Туровец Д.В., Управляющий партнер АБ «ЕПАП»,
Ерицян Л.Э., юрист ООО «Егоров, Пугинский, Афанасьев и Партнеры»

Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь

Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь

Интернет-портал Совета Министров Республики Беларусь

Официальный сайт Министерства Юстиции Республики Беларусь