1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Особенности налогообложения российских организаций при работе с белорусскими контрагентами

Российские организации в ходе сотрудничества с белорусскими партнёрами нередко сталкиваются с ситуацией, когда последние удерживают с причитающихся выплат определённые суммы и запрашивают справку о налоговом резидентстве. Это связано с тем, что некоторые виды доходов иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, подлежат налогообложению налогом на доходы иностранных организаций (далее – «налог на доходы»). Кроме того, в ряде случаев может возникать объект налогообложения по налогу на добавленную стоимость (далее – «НДС»). В статье приводятся случаи, когда возникает обязанность по уплате налога на доходы и НДС в Республике Беларусь, порядок и сроки исполнения налогового обязательства, а также условия для получения освобождения от уплаты налога на доходы, применения пониженных ставок и возврата (зачёта) уплаченного налога на доходы.

Объект налогообложения налога на доходы

В соответствии со ст. 146 Налогового кодекса Республики Беларусь объектом налогообложения налога на доходы признаются следующие доходы, полученные российской организацией из источников в Республике Беларусь:

 

  • плата за перевозку, фрахт, демередж и прочие платежи, возникающие при перевозках, в связи с осуществлением международных перевозок (за исключением перевозки пассажиров в международных перевозках и плат, возникающих в связи с осуществлением международных перевозок грузов морским транспортом), если такие платы не включены в цену внешнеторгового договора купли-продажи товара  – облагаются по ставке 6%;
  • платежи за оказание транспортно-экспедиционных услуг (за исключением случаев, когда такие услуги оказываются при организации международных перевозок грузов морским транспортом) – облагаются по ставке 6%;
  • доходы от долговых обязательств любого вида независимо от способа их оформления (в том числе, доходы по кредитам и займам, доходы по ценным бумагам, условиями выпуска которых предусмотрено получение доходов в виде процентов (дисконта), доходы от пользования временно свободными средствами на счетах в банках Республики Беларусь) – облагаются по ставке 10%;
  • роялти – облагаются по ставке 15%;
  • дивиденды и доходы, получаемые по соглашениям (долговым обязательствам), предусматривающим участие в прибыли -  облагаются по ставке 12%;
  • доходы от реализации на территории Республики Беларусь товаров на условиях договоров поручения, комиссии и иных аналогичных гражданско-правовых договоров – облагаются по ставке 15%;
  • доходы от организации и проведения на территории Республики Беларусь культурно-зрелищных мероприятий и (или) участия в них, а также от работы на территории Республики Беларусь аттракционов и зверинцев – облагаются по ставке 15%;
  • доходы в виде неустоек (штрафов, пеней) и других видов санкций за нарушение условий договоров – облагаются по ставке 15%;
  • доходы от выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, предпроектных и проектных работ, разработки конструкторской и технологической документации на опытные образцы (опытную партию) товаров, а также от изготовления и испытания опытных образцов (опытной партии) товаров – облагаются по ставке 15%;
  • доходы от предоставления гарантии и (или) поручительства – облагаются по ставке 15%;
  • доходы от представления дискового пространства и (или) канала связи для размещения информации на сервере и услуг по его техническому обслуживанию – облагаются по ставке 15%;
  • доходы от отчуждения недвижимого имущества, находящегося на территории Республики Беларусь – облагаются по ставке 15%;
  • доходы от отчуждения предприятия (его части) как имущественного комплекса, находящегося на территории Республики Беларусь, собственником которого является российская организация – облагаются по ставке 15%;
  • доходы от отчуждения ценных бумаг на территории Республики Беларусь (кроме акций) и (или) их погашения – облагаются по ставке 15%;
  • доходы от долей в уставном фонде (паев, акций) организаций, находящихся на территории Республики Беларусь, либо их части – облагаются по ставке 12%;
  • доходы от оказания определённых видов услуг (консультационных, бухгалтерских, аудиторских, маркетинговых, юридических, инжиниринговых, посреднических, курьерских, управленческих, услуг по доверительному управлению недвижимым имуществом, по найму и подбору персонала, в сфере образования, по хранению имущества, по страхованию, по рекламе, по сопровождению и охране грузов, по установке, наладке, обследованию, обслуживанию, измерению и тестированию линий, механизмов, оборудования, приборов, приспособлений, сооружений, нематериальных активов, находящихся на территории Республики Беларусь) – облагаются по ставке 15%;
  • доходы от недвижимого имущества, находящегося на территории Республики Беларусь, переданного в доверительное управление – облагаются по ставке 15%;
  • доходы от деятельности по обработке данных, включая деятельность по обработке данных с применением программного обеспечения потребителя или собственного программного обеспечения, услуги хостинга, услуги по продаже компьютерного времени – облагаются по ставке 15%;
  • доходы от деятельности с базами данных, включая создание баз данных, хранение данных, обеспечение доступа к базам данных, услуги поисковых порталов и поисковых машин в сети Интернет – облагаются по ставке 15%.

В случаях, когда источником выплаты российской организации доходов по дивидендам, доходов от долговых обязательств и роялти является резидент Парка высоких технологий (специальный правовой режим для компаний в сфере программного обеспечения и иных высоких технологий), такие доходы облагаются налогом по ставке 5%.

Следует отметить, что подход российского законодателя к определению объекта налогообложения по налогу на доходы отличается, в силу чего у белорусских субъектов хозяйствования при получении аналогичных доходов от российских контрагентов может не возникать обязанности по уплате налога на доходы в Российской Федерации.

Порядок и сроки исполнения обязательства по уплате налога на доходы

Плательщиком налога на доходы признаётся российская организация, но обязанность по его исчислению, удержанию с причитающихся к выплате сумм и перечислению в бюджет несет белорусская организация или индивидуальный предприниматель, выступающие в качестве налогового агента. При этом выдачи доверенности для осуществления таких действий налоговым агентом не требуется.

Налоговая база налога на доходы определяется как общая сумма доходов за вычетом документально подтверждённых затрат (последние должны быть предоставлены российской организацией налоговому агенту до момента начисления (выплаты) соответствующих доходов).

Налоговым периодом налога на доходы признаётся календарный месяц, на который приходится дата возникновения налогового обязательства. В свою очередь, датой возникновения обязательства является день начисления российской организации дохода (платежа). День начисления определяется налоговым агентом в зависимости от объекта налогообложения и вида применяемой им системы налогообложения.

Налоговый агент обязан представить в налоговый орган Республики Беларусь налоговую декларацию по налогу на доходы не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчётным, и перечислить налог в бюджет не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным.

Устранение двойного налогообложения

В большинстве случаев российская организация вправе получить освобождение уплаты налога на доходы, применить пониженные ставки налога и произвести возврат (зачёт) уплаченного налога на доходы на основании положений Соглашения об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21 апреля 1995 года, заключённого между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации (далее – «Соглашение»). В частности, «льготные» условия предусмотрены в отношении прибыли от предпринимательской деятельности (например, от оказания услуг, выполнения работ) и международных перевозок, дивидендов, процентов, доходов от авторских прав и лицензий и от продажи недвижимого имущества.

Для освобождения от уплаты и применения пониженных ставок налога на доходы российская организация должна самостоятельно или через белорусского контрагента (что удобнее и практичнее) предоставить в налоговые органы Республики Беларусь справку, подтверждающую постоянное местонахождение организации в Российской Федерации, выданную Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных. Справка представляется в виде оригинала или электронного документа, выданного плательщику, и является действительной на протяжении календарного кода, в котором она выдана, если иной срок действия в ней не установлен. При наличии такой справки белорусский контрагент вправе не удерживать и уплачивать налог в течение срока действия справки в отношении доходов, освобождаемых от налогообложения на основании Соглашения.

Для возврата (зачёта) уплаченных сумм налога налоговый агент представляет в налоговый орган Республики Беларусь налоговую декларацию за период, в котором был начислен доход, с внесёнными изменениями и дополнениями, с приложением к ней справки, заявления о возврате (зачёте) суммы налога и копии договора (иного документа), на основании которого выплачивался доход. Налоговый орган осуществляет возврат налога в течение одного месяца со дня подачи заявления. Право на возврат налога может быть реализовано в течение трёх лет с момента его уплаты. Возврат налога производится в белорусских рублях на счёт налогового агента, который, в свою очередь, вправе приобрести иностранную валюту для перечисления возвращённой суммы российской организации.

Обязанность по исчислению и уплате НДС

При выполнении работ и оказании услуг российскими организациями для белорусских контрагентов у последних может возникать объект налогообложения по НДС в Республике Беларусь, если местом реализации таких работ (услуг) признаётся Республика Беларусь. В соответствии с п. 29 Приложения № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее – «Приложение № 18») местом реализации работ (услуг) признаётся территория Республики Беларусь, если:

 

  • работы, услуги связаны непосредственно с недвижимым или движимым имуществом, транспортными средствами, находящимися в Республики Беларусь;
  • услуги в сфере культуры, искусства, образования, физической культуры, туризма, отдыха и спорта были оказаны на территории Республики Беларусь;
  • белорусский субъект хозяйствования является приобретателем следующих видов работ и услуг: консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, инжиниринговые, рекламные, дизайнерские, маркетинговые, услуги по обработке информации, научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опытно-технологические работы, работы и услуги по разработке, адаптации, модификации и сопровождению программ для ЭВМ и баз данных, услуги по предоставлению персонала (если персонал работает в Республике Беларусь);

Объект налогообложения по НДС возникает в Республике Беларусь также при:

 

  • передаче, предоставлении и уступке имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности белорусскому контрагенту;
  • предоставлении белорусскому контрагенту движимого имущества (кроме транспортных средств) в аренду, лизинг или в пользование на иных основаниях;
  • оказании услуг российской организацией, привлекающей от своего имени или от имени белорусского контрагента другое лицо, для выполнения работ или оказания услуг, перечисленных в п. 29 Приложения № 18.  

Ставка НДС и налоговые льготы определяются в соответствии с законодательством Республики Беларусь. При этом в отличие от российского регулирования обязанность по уплате НДС в этих случаях возлагается на белорусского субъекта, выступающего в качестве плательщика, а не налогового агента.

Выводы и рекомендации

Российским организациям в работе с белорусскими партнёрами необходимо учитывать возможность возникновения у них обязанности по уплате налога на доходы в Республике Беларусь, а также случаи возникновения у их контрагентов объекта налогообложения по НДС.

Для получения освобождения от уплаты налога на доходы или применения пониженных ставок налога российским организациям следует предоставлять справку о налоговом резидентстве до даты начисления (выплаты) им дохода. В случае предоставления подтверждения после указанной даты возможен возврат или зачёт уплаченного налога.

 

Оксана Гаврилова, помощник адвоката

Адвокатское бюро «ВМП Власова, Михель и Партнеры»

Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь

Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь

Интернет-портал Совета Министров Республики Беларусь

Официальный сайт Министерства Юстиции Республики Беларусь