1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Общие вопросы выбора тактики защиты прав и законных интересов кредитора в случае экономической несостоятельности (банкротстве) контрагента

Андрей Шимонович, адвокат Минской областной коллегии адвокатов, Минская областная специализированная юридическая консультация по оказанию правовой помощи субъектам хозяйствования № 3

Отмечаем некоторые из особенностей рассмотрения дел об экономической несостоятельности (банкротстве) юридического лица:

- ограниченность активов должника для удовлетворения требований всех кредиторов;

- необходимость постоянно взаимодействовать с экономическим судом, управляющим в деле об экономической несостоятельности (банкротстве), другими кредиторами;

- злоупотребление правами со стороны участников (учредителей) и бывших директоров должника, направленное на сокрытие активов должника или удовлетворение требований одних кредиторов в ущерб другим;

- несоразмерность между размером требования к должнику и размером затрат, связанных с совершением действий, направленных на такое удовлетворение, и т.п.

Таким образом, кредитор для защиты своих прав и законных интересов может выбрать тактику действий в зависимости от фактических обстоятельств дела. По сути, таких тактик, причем противоположных друг другу, две:

- тактика активных действий;

- тактика пассивных действий.

Но для выбора тактики защиты интересов кредитора в первоочередном порядке необходимо в установленном порядке заявить требования кредитора, чтобы последнее было включено в реестр требований кредиторов, соответственно, начнем с данного вопроса.

Предъявление требований кредиторов

Согласно ст. 89 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 N 415-З (ред. от 24.10.2016) «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение двух месяцев со дня опубликования сообщения об открытии конкурсного производства. Эти требования направляются управляющему по почтовому адресу должника или иному почтовому адресу, указанному в тексте объявления об открытии конкурсного производства, а также в хозяйственный суд, осуществляющий производство по делу об экономической несостоятельности (банкротстве). Требования кредиторов направляются управляющему вместе с документами, позволяющими установить размер указанных требований.

Управляющий рассматривает предъявленные требования кредиторов не позднее семи дней после их получения, по итогам их рассмотрения вносит соответствующие записи в реестр требований кредиторов и о результатах рассмотрения письменно уведомляет кредиторов в срок, не превышающий семи дней со дня получения требований.

Документы, подтверждающие предъявленные требования кредиторов, должны быть нотариально заверены, либо представляются оригиналы документов вместе с их копиями для последующей сверки управляющим. Управляющий производит сверку копий документов с оригиналами, о чем делает соответствующую отметку на копиях документов. После проведения сверки оригиналы документов возвращаются кредиторам в семидневный срок со дня получения требований кредиторов.

Возражения по результатам рассмотрения управляющим требования кредитора (далее - заявление о требовании) направляются управляющему и в экономический суд, рассматривающий дело об экономической несостоятельности (банкротстве), в письменной форме в срок, не превышающий семи дней со дня получения кредитором уведомления управляющего о результатах рассмотрения требования этого кредитора.

В заявлении о требовании указываются содержание, основание и размер требования. Заявление о требовании подписывает кредитор или его представитель.

К заявлению о требовании прилагаются документы, подтверждающие это требование.

К заявлению о требовании, направляемому в экономический суд, кредитор обязан приложить доказательства направления управляющему заявления о требовании.

Стратегия активных действий

Стратегия активных действий предполагает максимальное использование прав, предусмотренных Законом о банкротстве. В этом случае можно выделить четыре направления действий кредитора:

1. Действия, направленные на увеличение конкурсной массы.

Они предполагают:

- поиск имущества должника посредством анализа бухгалтерской и иной документации и направления запросов в компетентные государственные органы;

- признание сделок должника недействительными или отказ от их исполнения по специальным основаниям, установленным Законом о банкротстве (ст. 108 - 114);

Например. На основании ст. 169 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) сделка, не соответствующая требованиям законодательства, ничтожна, если законодательный акт не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

В соответствии с ч. ч. 1, 3 ст. 110 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон) хозяйственный суд по иску управляющего признает недействительным договор дарения, в том числе совершенный должником до момента открытия в отношении его конкурсного производства, независимо от желания должника и одаряемого причинить вред кредитору, если договор совершен в течение:

шести месяцев до начала производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) или после возбуждения хозяйственным судом производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), если в этих случаях имеется прямая или косвенная связь с наступлением неплатежеспособности должника или ее увеличением;

одного года до начала производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), а если одаряемым было заинтересованное в отношении должника лицо, - в течение трех лет до начала производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) при условии, если одаряемый или должник не докажут, что у должника после дарения оставалось имущество, которое соответствовало размерам его долгов и на которое можно было бы обратить взыскание.

Если в силу неравенства обязательств сторон очевидно, что договор купли-продажи, мены или иная сделка должника хотя бы частично совершены не в пользу должника по цене, существенно заниженной или завышенной относительно цены, обычно взимаемой за аналогичные товары (работы, услуги) (имеют характер дарения), хозяйственный суд в соответствии с частью первой настоящей статьи признает такую сделку недействительной.

В правоприменительной практике Республике Беларусь, например, по данному основанию нередко пытаются оспорить передачу имущества в результате реорганизации от одного юридического лица другому, оформленную разделительным балансом или передаточным актом, основывая свою позицию относительно толкования указанных правоотношений как сделки.

- признание сделок должника недействительными по основаниям, предусмотренным ГК (ст. 167 - 182);

- истребование имущества должника из чужого незаконного владения;

- иные действия.

2. Действия, направленные на оспаривание неправомерных требований иных кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов должника.

Путем оспаривания неправомерных требований иных кредиторов можно значительно уменьшить размер кредиторской задолженности должника, что, в свою очередь, значительно увеличит шансы на полное или частичное удовлетворение заявленного требования за счет имеющихся активов должника.

Как правило, в данном случае предметом судебного спора являются действия управляющего по включению в реестр требований кредиторов того либо иного требования, но возможны и иные способы защиты (например, подача иска об установлении факта ничтожности сделки, на основании которой заявлено требование кредитора).

3. Действия, направленные на подготовку доказательственной базы для привлечения участников (учредителей) должника и иных лиц к субсидиарной ответственности.

Согласно п. 1 Постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 27.10.2006 № 11 (ред. от 26.09.2008) «О некоторых вопросах применения субсидиарной ответственности» субсидиарная ответственность является особым видом гражданско-правовой ответственности, при котором на лицо, несущее субсидиарную ответственность (далее - субсидиарный должник) в соответствии с законодательством или условиями обязательства, в случае отказа основного должника от удовлетворения требования кредитора, в том числе ввиду недостаточности или отсутствия имущества, или ненаправления кредитору в разумный срок ответа на предъявленное требование, возлагается обязанность по исполнению требования кредитора к основному должнику.

Согласно ч. 2 п. 3 ст. 53 ГК Республики Беларусь собственник имущества юридического лица, признанного экономически несостоятельным (банкротом), его учредители (участники) или иные лица, в том числе руководитель юридического лица, имеющие право давать обязательные для этого юридического лица указания либо возможность иным образом определять его действия, несут субсидиарную ответственность при недостаточности имущества юридического лица только в случае, когда экономическая несостоятельность (банкротство) юридического лица была вызвана виновными (умышленными) действиями таких лиц, если иное не установлено законодательными актами.

Обратите внимание.

С учетом положений Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 №7 «О развитии предпринимательства», правоприменительной практики и судебных дел, которые официально опубликованы на сайте Верховного суда Республики Беларусь, следует выделить следующее:

1) Субсидиарная ответственность предусмотрена и применяется в соответствии с п. п. 5.6 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 №7 «О развитии предпринимательства» (в частности, положения ст. 11 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» применяются с учетом положений   п. п. 5.6 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 №7 «О развитии предпринимательства»;

2) Основание субсидиарной ответственности – виновное умышленное доведение до банкротства. При этом толкование виновного умышленного доведения до банкротства зависит от фактических обстоятельств дела в совокупности и доказательственной базы, на которую ссылается Истец. Данные действия в ряде случаев предполагают также назначение экспертизы финансового состояния и платежеспособности должника и анализ его бухгалтерской и иной документации.

Согласно действующему законодательству, если причиной банкротства должника стали действия (бездействие) собственника его имущества, учредителей (участников) или иных лиц, в том числе руководителя (директора), которые могут давать обязательные для должника указания или иным образом определять его действия, указанные лица в случае недостаточности имущества должника для удовлетворения требований кредиторов солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам.

Таким образом, иногда у кредитора все же есть возможность получить удовлетворение заявленного требования даже при недостаточности имущества должника.

4. Действия, направленные на защиту собственного требования кредитора от оспаривания со стороны иных кредиторов.

В случае отказа управляющего во включении требования полностью либо в части в реестр требований кредиторов, либо в случае включения управляющим требований в реестр требований кредиторов не в ту очередь реестра необходимо инициировать подачу заявления о требовании кредитора в порядке ст. 92 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)».

В соответствии с ч. 1 ст. 92 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» возражения по результатам рассмотрения управляющим требования кредитора (далее - заявление о требовании) направляются управляющему и в хозяйственный суд, рассматривающий дело об экономической несостоятельности (банкротстве), в письменной форме в срок, не превышающий семи дней со дня получения кредитором уведомления управляющего о результатах рассмотрения требования этого кредитора.

При этом, как отмечалось ранее, иные кредиторы могут инициировать судебный процесс о недействительности действия управляющего по включению в реестр требований кредиторов того либо иного требования, а также, например, подать иск об установлении факта ничтожности сделки, на основании которой заявлено требование кредитора, или использовать иной способ судебной защиты.

Предпосылки для выбора активной тактики защиты интересов кредитора.

Кредитор должен четко понимать необходимость активной защиты своих прав и законных интересов и обратить пристальное внимание на следующие моменты:

- должник не является фиктивным лицом. Он фактически осуществлял хозяйственную деятельность и на момент возбуждения дела об экономической несостоятельности (банкротстве) обладал определенными активами;

- кредитор обладает определенным процентом голосов на собрании (комитете) кредиторов, что позволяет активно участвовать в принятии решений. При этом желательно, чтобы в составе собрания (комитета) кредиторов отсутствовал мажоритарный кредитор, который может единолично принимать (блокировать) решения собрания (комитета) кредиторов и быть дружественным (аффилированным) по отношению к должнику;

- кредитор готов нести затраты, связанные с совершением вышеуказанных действий, в том числе затраты на услуги юристов, бухгалтеров, аудиторов, так как в данном случае имеют место и временные затраты, которые необходимо также учитывать.

Стратегия пассивных действий

Стратегия пассивных действий кредитора заключается в том, что он обеспечивает включение своего требования в реестр требований кредиторов и защиту указанного требования в случае его оспаривания. Кроме того, кредитор изредка мониторит дело об экономической несостоятельности (банкротстве) должника с целью правового анализа перспектив удовлетворения заявленного требования.

Среди предпосылок использования указанной стратегии следует выделить следующие:

- кредитор на собрании (комитете) кредиторов обладает процентом голосов, который не позволяет влиять на принятие решений, или в составе собрания (комитета) кредиторов присутствует мажоритарный кредитор, который может единолично принимать (блокировать) решения собрания (комитета) кредиторов и является дружественным (аффилированным) по отношению к должнику;

- размер требования кредитора меньше предполагаемых затрат при использовании стратегии активных действий.

Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь

Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь

Интернет-портал Совета Министров Республики Беларусь

Официальный сайт Министерства Юстиции Республики Беларусь