1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Бесплатная юридическая помощь

Бесплатная юридическая помощь

Статьей 28 Закона Республики Беларусь «Об адво... читать далее...

Виды юридической помощи

Виды юридической помощи

Целью деятельности Минской областной коллегии адвокатов является оказание квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим ли... читать далее...

Как обратиться за юридической помощью

Как обратиться за юридической помощью

Профессиональная защита прав и законных интересов физических и юридических лиц по уголовным, гражданским делам и делам об административных правонарушениях в следственн... читать далее...

О гонораре

О гонораре

В соответствии со ст. 27 Закона Республики Беларусь «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Респуб... читать далее...

Previous
Next

Коррупция [лат. corruptio] означает подкуп; подкупность и продажность общественных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных лиц.

Коррумпировать [лат. corrumpere] — подкупать кого-либо деньгами или иными материальными благами.

В ратифицированной Законом Республики Беларусь от 26.05.2003 г. N 199-З и вступившей в силу 01.03.2008 г. международной Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27.01.1999 г. не содержится определения коррупции, а лишь описываются действия, которые следует относить к уголовно наказуемым коррупционным деяниям.

В современном законодательстве Республики Беларусь определение коррупции закреплено в Законе Республики Беларусь от 15.07.2015 г. N 305-З "О борьбе с коррупцией": «Коррупция - умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей в целях противоправного получения имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей, а также совершение указанных действий от имени или в интересах юридического лица, в том числе иностранного».

Нормы международного права предусматривают такие формы проявления коррупции как  взяточничество (или подкуп), злоупотребление служебным положением, злоупотребление влиянием, легализация имущества, приобретенного преступным путем (отмывание доходов от преступлений, связанных с коррупцией), незаконное участие в предпринимательской деятельности.

По  сферам деятельности можно говорить о коррупции в сфере государственного управления и о коррупции в негосударственных организациях.

В сфере государственного управления существует возможность государственного служащего распоряжаться государственными ресурсами и принимать решения исходя из своих личных корыстных побуждений.

Лица, работающие в общественной или коммерческой организации,  могут распоряжаться не принадлежащими им ресурсами, если у них есть возможность неправомерного обогащения с помощью незаконных действий, в пользу третьей стороны, получающей от этого свои выгоды. При этом вышеуказанные лица тем или иным способом  нарушают интересы своих организаций.

Как пример коррупции внутри предприятий и негосударственных организаций можно привести предоставление коммерческими банками кредитов за взятки и т.п.

Законодательством Республики Беларусь предусмотрена уголовная ответственность за действия, относящиеся к коррупции и совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности, злоупотребление властью или служебными полномочиями (часть 2 статьи 424 Уголовного кодекса Республики Беларусь).

К направленным на борьбу с коррупцией можно отнести такие нормы Уголовного кодекса Республики Беларусь как: часть 2 статьи 425  «Бездействие должностного лица»; часть 2 статьи 426 «Превышение власти или служебных полномочий»; статью 427 «Служебный подлог»; статью 429 «Незаконное участие в предпринимательской деятельности»; статью 430 «Получение взятки», в том числе за совершение незаконных действий (бездействия); статью 431 «Дача взятки», в том числе за совершение незаконного действия (бездействия); статью 432 «Посредничество во взяточничестве»; статья 433 «Получение незаконного вознаграждения работниками государственного органа либо иной государственной организации»; статью 235 «Легализация («отмывание») материальных ценностей, приобретенных преступным путем».

Одними из основных актов направленных на борьбу с коррупцией являются также:

 - постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 26.06.2003 N 6 (ред. от 24.09.2009) "О судебной практике по делам о взяточничестве";

- Закон Республики Беларусь от 30.06.2014 N 165-З (ред. от 13.06.2016) "О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения";

- Закон Республики Беларусь от 03.12.2009 N 64-З

(ред. от 15.07.2015) "О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам декларирования физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств";

- Закон Республики Беларусь от 14.06.2003 N 204-З (ред. от 09.01.2017) "О государственной службе в Республике Беларусь"

Законодательство Республики Беларусь, направленное на предотвращение и борьбу с коррупцией, довольно объемное и непрерывно совершенствуется. На рассмотрении в Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь находится проект Закона«О внесении изменений и дополнений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Республики Беларусь по вопросам усиления ответственности за преступления, связанные с коррупцией», направленный на приведение уголовного законодательства Республики Беларусь в соответствие с нормами международного права по вопросам предотвращения коррупции.

   Хочется отметить, что ведение такой сложной категории дел, как дела коррупционной направленности, осуществляется как, правило, адвокатами, имеющими значительный опыт работы по таким делам, и требует особо тщательной подготовки как в ходе предварительного расследования, так и в судебном производстве.

Захарийчук Виктор Яковлевич,

адвокат юридической консультации г. Борисова

Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь

Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь

Интернет-портал Совета Министров Республики Беларусь

Официальный сайт Министерства Юстиции Республики Беларусь