1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Бесплатная юридическая помощь

Бесплатная юридическая помощь

Статьей 28 Закона Республики Беларусь «Об адво... читать далее...

Виды юридической помощи

Виды юридической помощи

Целью деятельности Минской областной коллегии адвокатов является оказание квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим ли... читать далее...

Как обратиться за юридической помощью

Как обратиться за юридической помощью

Профессиональная защита прав и законных интересов физических и юридических лиц по уголовным, гражданским делам и делам об административных правонарушениях в следственн... читать далее...

О гонораре

О гонораре

В соответствии со ст. 27 Закона Республики Беларусь «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Респуб... читать далее...

Previous
Next

Законодательством Республики Беларусь предусмотрено, что отчуждение жилого дома и хозяйственных построек не может быть осуществлено без отчуждения земельного участка. В связи с этим возникает вопрос о государственной регистрации права на земельный участок.

Согласно ст. 21 Кодекса о Земле Республики Беларусь создание, изменение, прекращение существования земельного участка, возникновение, переход, прекращение прав, ограничений (обременений) прав на земельный участок, удостоверяются свидетельством (удостоверением) о государственной регистрации, выдаваемым организацией по государственной регистрации.

В связи с этим в последние годы возросли  обращения граждан, как в органы местного управления, так и в суд с требованием о признании недействительной государственной регистрации права на земельные участки.  В основном данные споры касаются смежных землепользователей и распространяются на участки, расположенные в сельской местности.

Согласно п. 38 Указа Президента Республики Беларусь № 667 от 27.11.2007 года  «Об изъятии и предоставлении земельных участков»  границы предоставленного земельного участка на местности устанавливаются за счет средств гражданина, индивидуального предпринимателя или юридического лица, которому предоставлен земельный участок.

Установление границ земельного участка на местности производится в присутствии заинтересованного лица, которому предоставлен этот участок, землепользователя земельного участка, из земель которого изъят данный участок, и при необходимости - смежных землепользователей, оформляется актом об ознакомлении заинтересованных сторон с установленными границами на местности и подписывается указанными лицами и представителем организации по землеустройству либо юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, выполняющими работы по установлению границ земельного участка на местности, в момент осуществления этих работ.

Поскольку присутствие смежных землепользователей не обязательно, то обычно границы устанавливаются, исходя из данных, указываемых заинтересованным лицом. Особенно, когда между соседями нет установленного забора или  когда он частично установлен. Часто заборы или иные ограждения устанавливаются или устанавливались временно с наименьшей затратой денежных средств, но между соседями негласно блюлись первоначальные границы. Сотрудники землеустроительных служб обычно границы привязывают к твердым контурам, а если их нет, то в соответствии с указаниями владельца земельного участка. Однако все мы не вечны и новые хозяева уже претендуют на  границы, которые установлены при государственной регистрации земельного участка.

И когда соседний землепользователь, начинает регистрировать свой земельный участок, то установление границ происходит с теми соседями, которые еще не зарегистрировали свой земельный участок. Граница с соседями, которые раньше получили свидетельство на земельный участок, указывается автоматически.

В связи с этим и возникают споры, поскольку уже установленные и зарегистрированные границы нарушают права смежных землепользователей.

И граждане вынуждены обращаться за разрешением споров в суд.

Нередко суды выносят решения, лишь основываясь на свидетельских показаниях, объяснениях представителей землеустроительных служб и  органов государственной регистрации. Чаще при этом истцам отказывают в иске, поскольку последние указывают, что границы были  установлены законно.

При этом суды  не разъясняют сторонам по делу требования ст. 220 ГПК Республики Беларусь, что для установления реальных границ может назначается землеустроительная экспертиза.

Да, это конечно влечет за собой дополнительные траты, но зачастую экспертиза является  единственным способом установить истину в земельном споре.

Поэтому при обращении гражданина с вопросом о признании недействительной государственной регистрации земельного участка  адвокат должен разъяснить, что расходы по данному процессу могут возрасти в разы при назначении экспертизы, и истцы должны быть к этому готовы, как морально, так и материально. Нередко граждане отказываются от обращения в суд, поскольку трезво взвесив все «за» и «против», решают сберечь время и деньги. Так как понимают, что небольшая госпошлина по иску в размере 3-х базовых величин это  не окончательные расходы  при рассмотрении спора. А их мнение по поводу  нарушения их прав не всегда объективно.

Орлова Анна Николаевна,

адвокат юридической консультации Слуцкого района 

Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь

Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь

Интернет-портал Совета Министров Республики Беларусь

Официальный сайт Министерства Юстиции Республики Беларусь