1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Бесплатная юридическая помощь

Бесплатная юридическая помощь

Статьей 28 Закона Республики Беларусь «Об адво... читать далее...

Виды юридической помощи

Виды юридической помощи

Целью деятельности Минской областной коллегии адвокатов является оказание квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим ли... читать далее...

Как обратиться за юридической помощью

Как обратиться за юридической помощью

Профессиональная защита прав и законных интересов физических и юридических лиц по уголовным, гражданским делам и делам об административных правонарушениях в следственн... читать далее...

О гонораре

О гонораре

В соответствии со ст. 27 Закона Республики Беларусь «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Респуб... читать далее...

Previous
Next

 

Часть первая: «Лучший автомобиль – это новый автомобиль» (Г.Форд).

 

Многие рассчитывают (а может и убеждены), что, покупая новый автомобиль, надолго забудут незапланированные заезды в сервисные центры, а их ласточка будет служить верой и правдой.

На практике реальность не всегда отвечает ожиданиям покупателя. Случается, что автомобиль, выехав от дилера, не доезжает и до дома. Это приводит к выяснению отношений с продавцом/сервисным центром, претензионной работе, а иногда и к судебным спорам.

В данной статье акцентировано внимание на основных моментах, которые, по нашему мнению, необходимо учитывать покупателям при заключении договора купли-продажи и приемке нового автомобиля.

Стоит отметить, что правоотношения по купле-продаже автомобиля подпадают под регулирование Закона «О защите прав потребителей», если:

продавцом является юридическое лицо / индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителю по договору розничной купли-продажи;

потребителем выступает физическое лицо, приобретающее товар исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Таким образом, субъектный состав участников, а также цель приобретения товара имеет существенное значение.

Если покупателем выступает индивидуальный предприниматель или же физическое лицо приобретает транспортное средство с целью использования его в такси, нормы Закона «О защите прав потребителей» не применяются.

В отличие от покупки товара в магазине, где подтверждением заключения договора выступает кассовый чек, договор купли-продажи автомобиля представляет собой письменный документ с приложениями, в котором продавец детализирует ряд условий: предмет договора (марка, модель, комплектация автомобиля), цена и порядок расчетов, срок и порядок передачи товара, порядок изменения договора и прочее.

Именно на эти условия покупатель и должен обратить внимание, и вот почему:

- продавец обязан передать товар покупателю в оговоренной комплектации. Если к моменту передачи товара у автомобиля появились (без ведома и согласия покупателя) дополнительные опции, подлежащие доплате  (например, защитная решетка радиатора, коврики в салон и прочее), покупатель вправе не принимать такой автомобиль, не оплачивать дополнительные опции и требовать от продавца безусловного исполнения договора;

- при заключении договора обязательно стоит обратить внимание на условия гарантии (на определенные элементы автомобиля устанавливаются сокращенные сроки) и срок службы автомобиля. На некоторые марки автомобилей производитель устанавливает гарантийный срок в 5 лет, одновременно декларируя, что срок службы автомобиля составляет 6 лет.

Срок службы достаточно важное понятие, так как в пределах этого срока продавец обязан обеспечить безопасность товара. Если в процессе движения беспричинно открылся капот или в экстренной ситуации не сработали элементы системы безопасности (ABS, ESP, подушки безопасности и пр.), а срок службы автомобиля истек, предъявить какие-либо претензии продавцу в данной части будет затруднительно:

- несмотря на то, что выбранный автомобиль имеется в наличии у продавца, последний, как правило, отражает в договоре срок, в течение которого товар должен быть передан покупателю (например, 40 банковских дней). Покупатель может оказаться в ситуации, когда автомобиль есть и оплачен, но получить его в момент заключения договора не представляется возможным;

- как правило, в договоре отражены случаи, в которых продавец вправе в одностороннем порядке изменить цену товара (изменение налогового, таможенного законодательства, изменение курсов валют и пр.), а в случае несогласия покупателя с изменением цены, договор будет считаться прекращенным.

Стоит отметить, что предложенные продавцом условия договора не являются неизменными и, в зависимости от серьезности намерений покупателя (стоимости автомобиля) и лояльности продавца, могут быть откорректированы с учетом обоюдной заинтересованности.

Передача автомобиля покупателю, как правило, оформляется передаточным актом и товарной накладной.

Прежде чем обозначить важность данной процедуры, следует определить, что такое автомобиль в контексте законодательства о защите прав потребителей.

Автомобиль является дорогостоящим (если его стоимость превышает 400 базовых величин) и технически сложным товаром.

Это означает, что в случае продажи товара ненадлежащего качества, потребитель вправе требовать его замены или расторжения договора только в течение 30 дней с момента передачи товара потребителю. По истечении указанного срока такие требования могут быть предъявлены потребителем в случае обнаружения в товаре существенного недостатка (неустранимый недостаток (стоимость устранения превышает 30% стоимости товара) проявляется вновь) или нарушения сроков безвозмездного устранения недостатков.

Продавец обязан продемонстрировать работоспособность товара, и это означает, что покупатель вправе требовать от продавца демонстрации работы не только основных элементов автомобиля (запуск двигателя, свет фар, стеклоподъемники и пр.), но и разного рода систем (круиз-контроль, датчик света/дождя, слежение за дорожной разметкой и прочее).

Важно тщательно осмотреть автомобиль. В случае наличия видимых дефектов (повреждение ЛКП, элементов салона) данные дефекты необходимо зафиксировать в письменном виде. В противном случае в последующем покупателю будет затруднительно заявить по ним претензии продавцу.

Встречались случаи, когда в результате транспортировки автомобиль получал повреждения, которые устранялись продавцом перед продажей (например, окрашивались поврежденные элементы).

Продавец, как правило, не информирует покупателя о «предпродажной» подготовке автомобиля, в связи с чем, рекомендуем привлекать стороннего специалиста для приемки транспортного средства.

При отказе от приемки автомобиля по основаниям наличия недостатков, продавец не считается исполнившим обязанность передать товар.

         Важно также помнить, что автомобиль включен в перечень товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату. Это означает, что потребитель не может возвратить автомобиль в пресловутые 14 дней, если «в кресле сидеть не удобно», «руль не той толщины», «не нравится салон» и по другим субъективным причинам.

         Таким образом, настоятельно советуем перед подписанием договора проконсультироваться с адвокатом, а приемку автомобиля производить со сторонним специалистом.

 

Адвокат Минской областной юридической консультации №7 И.В. Хломко

Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь

Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь

Интернет-портал Совета Министров Республики Беларусь

Официальный сайт Министерства Юстиции Республики Беларусь