1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Медиация в Республике Беларусь

Законом Республики Беларусь от 12.07.2013 №58-З «О медиации» (в ред. Законов Республики Беларусь от 05.01.2016 N 355-З, от 18.12.2019 N 277-З, от 06.01.2021 N 89-З (далее по тексту – Закон) впервые были определены правовые основы применения медиации.

Медиация представляет собой способ разрешения конфликта, при котором конфликтующие стороны преодолевают конфликт путем проведения переговоров с участием нейтрального лица – медиатора.

Для того чтобы глубже понять медиацию, предлагаем обратиться к истории данного явления. Медиация в современном ее понимании возникла во второй половине двадцатого века. Появилась она в США, Англии и Австралии, а позже и в Европе – Франции, Бельгии, Нидерландах, Германии, Австрии, Италии, Швейцарии.

Однако сам метод разрешения конфликта через привлечение третьей стороны существует с глубокой древности: так, споры между членами первобытного общества разрешались с участием их старейшины; в раннее средневековье посредником в разрешении спора был князь, а споры между князями в период княжеской раздробленности разрешались при участии представителей духовенства.

Таким образом, в каждой эпохе можно найти примеры разрешения споров путем привлечения третьей стороны. Причиной, по которой мы не можем отнести данные способы разрешения конфликта к медиации, является то, что названные посредники обладали определенной властью по отношению к участникам конфликта – конфликтующие обращались к ним без учета их профессиональных качеств, а за счет уважения (боязни) их власти и авторитета.

Нормативное определение понятия медиации дано в ст.1 Закона, согласно которой медиация – переговоры сторон с участием медиатора в целях урегулирования спора (споров) сторон путем выработки ими взаимоприемлемого соглашения.

В соответствии с п.п.1, 1-1 ст.2 Закона медиация может применяться для разрешения споров, возникающих из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, а также споров, возникающих из трудовых и семейных правоотношений, если иное не предусмотрено законодательными актами или не вытекает из существа соответствующих отношений.

Применение медиации на условиях, установленных Законом, допускается в целях примирения супругов при расторжении брака.

Кто такой медиатор?

Требования, предъявляемые к медиатору, закреплены в ст.4 Закона.

Так, медиатором может быть физическое лицо, имеющее высшее юридическое или иное высшее образование, прошедшее подготовку в сфере медиации в порядке, устанавливаемом Министерством юстиции Республики Беларусь, либо имеющее опыт работы в качестве примирителя в соответствии с процессуальным законодательством, получившее свидетельство медиатора, выданное Министерством юстиции Республики Беларусь на основании решения Квалификационной комиссии по вопросам медиации.

Медиатором не может быть физическое лицо:

являющееся государственным служащим, в том числе осуществляющее полномочия судьи в суде, если иное не предусмотрено законодательными актами;

признанное в установленном порядке недееспособным или ограниченно дееспособным;

имеющее судимость;

полномочия которого в качестве судьи суда, прокурорского работника, сотрудника Следственного комитета, Государственного комитета судебных экспертиз, органов внутренних дел, государственной безопасности, пограничной службы, работника органов Комитета государственного контроля, налоговых, таможенных органов, иного государственного служащего, нотариуса, адвоката были прекращены в порядке, установленном законодательными актами, по основаниям, связанным с совершением проступков, несовместимых с его профессиональной деятельностью, - в течение трех лет со дня принятия соответствующего решения, если иное не предусмотрено законодательными актами;

в отношении которого принято решение о прекращении действия свидетельства медиатора в связи с нарушением Правил этики медиатора, утверждаемых Министерством юстиции.

Процедура медиации.

Для начала процедуры медиации сторонам необходимо заключить соглашение о применении медиации, которое должно отвечать требованиям ст.10 Закона.

Соглашение о применении медиации заключается в письменной форме.

Соглашение о применении медиации считается заключенным, если оно содержится в документе, подписанном сторонами, либо заключено путем обмена сообщениями с использованием почтовой связи или иных видов связи, обеспечивающих письменное фиксирование волеизъявления сторон, включая направление претензии, искового заявления (заявления) и ответы на них, в которых одной стороной предлагается урегулировать спор путем проведения медиации, а другой стороной выражено согласие на применение медиации.

Предложение об урегулировании спора путем проведения медиации может быть сделано по просьбе одной из сторон медиатором.

Субъектами соглашения о применении медиации могут быть физические лица, обладающие полной дееспособностью, и (или) юридические лица.

Полномочия представителя стороны на заключение соглашения о применении медиации должны быть специально оговорены в доверенности.

Соглашение о применении медиации должно содержать положение о том, что все или отдельные споры, которые возникли из связывающего стороны правоотношения, подлежат урегулированию путем проведения медиации, а также сведения о медиаторе (медиаторах), сроке и месте проведения медиации, вознаграждении медиатора. Соглашение о применении медиации может содержать и иные условия, согласованные сторонами.

По согласию сторон в соглашение о применении медиации могут быть внесены изменения и (или) дополнения, а также соглашение о применении медиации может быть прекращено.

При несоблюдении указанных требований соглашение о применении медиации считается недействительным.

Действия медиатора, противоречащие законодательству и нарушающие права и законные интересы третьих лиц, могут быть обжалованы в судебном порядке.

Соглашение о применении медиации не является препятствием для обращения в суд или третейский суд, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Согласно ст.11 Закона течение срока исковой давности в отношении требований, вытекающих из прав и обязанностей, составляющих предмет спора сторон, приостанавливается со дня заключения сторонами соглашения о применении медиации до дня прекращения медиации.

Следует помнить, что в соответствии со ст. 203 Гражданского кодекса Республики Беларусь течение срока исковой давности приостанавливается при условии, если заключение соглашения имело место в последние шесть месяцев срока давности, а если этот срок равен шести месяцам или менее шести месяцев, - в течение срока давности.

Процедура медиации проводится в форме переговоров и включает в себя следующие стадии:

- открытие медиации (вступительное слово медиатора);

- представление сторон (исследование обстоятельств спора и интересов сторон);

- дискуссия сторон по выработке повестки дня и вопросов для обсуждения;

- индивидуальная беседа медиатора с каждой из сторон;

- выработка предложений по урегулированию спора;

- подготовка медиативного соглашения и его подписание;

- завершения медиации.

Стадийность медиации, порядок использования медиатором коммуникативных технологий определяются им самостоятельно в зависимости от характера и сложности спора.

При проведении медиации каждая из сторон вправе предлагать свои варианты урегулирования спора.

Медиация завершается:

- по заключению сторонами медиативного соглашения – со дня его подписания;

- по письменному заявлению одной, нескольких или всех сторон, направленному медиатору, об отказе от продолжения медиации – со дня направления соответствующего заявления;

- по истечении срока проведения медиации – со дня его истечения.

Наиболее благоприятный вариант завершения медиации – это заключение медиативного соглашения, что будет свидетельствовать о том, что стороны пришли к взаимоприемлемому решению и есть все основания предполагать, что спор будет разрешен.

Исполнение медиативного соглашения происходит на принципах добровольности и добросовестности сторон.

Принудительное исполнение медиативного соглашения осуществляется в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством.

Полагаем, что с течением времени медиация может стать реальной альтернативой судебному рассмотрению споров, среди плюсов медиации можно отметить ее меньшую формализованность, более быстрое проведение и более высокие шансы сохранения деловых отношений между конфликтующими сторонами после разрешения спора. Однако для качественного проведения медиации нужна заинтересованность всех сторон спора, что на практике, к сожалению, бывает далеко не всегда.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2013 г. N 1184 «О реализации закона Республики Беларусь «О медиации» (в ред. постановлений Совмина от 24.06.2020 № 368, от 27.08.2021 № 490) утверждены:

Положение о квалификационной комиссии по вопросам медиации;

Инструкция о порядке выдачи и прекращения действия свидетельства медиатора;

Типовые правила деятельности организации, обеспечивающей проведение медиации (прилагаются).

Форма свидетельства о государственной регистрации организации, обеспечивающей проведение медиации;

Форма свидетельства о постановке на учет обособленного подразделения юридического лица, обеспечивающего проведение медиации.

Адвокаты Минской областной коллегии адвокатов, имеющие свидетельство медиатора:

1) Мицкевич Светлана Николаевна (адвокат, заведующий Минской областной специализированной юридической консультацией «Медиация Бизнес Право» свидетельство № 54 от 27.05.2014 г.);

2) Бородина Елена Николаевна (адвокат Минской областной специализированной юридической консультации «Медиация Бизнес Право», свидетельство № 45 от 27.05.2014 г.);

3) Николаев Андрей Николаевич (адвокат Минской областной специализированной юридической консультации по оказанию правовой помощи субъектам хозяйствования, свидетельство № 12 от 23.04.2014 г.);

4) Ходосевич Ирина Ивановна (адвокат Минской областной юридической консультации № 1, свидетельство № 77 от 16.07.2014 г.);

5) Куклис Николай Николаевич (адвокат Минской областной юридической консультации № 4, свидетельство № 39 от 27.05.2014 г.);

6) Хованская Дина Федоровна (адвокат Минской областной юридической консультации № 1, свидетельство № 170 от 11.05.2015 г.);

7) Чайчиц Виктор Иванович (адвокат Минской областной юридической консультации № 1, свидетельство № 174 от 11.05.2015 г.);

8) Цыпурко Татьяна Игоревна (адвокат Минской областной специализированной юридической консультации «Гражданское и инвестиционное право. Разрешение споров», свидетельство № 199 от 14.08.2015 г.);

9) Ширяев Игорь Вячеславович (адвокат, заведующий Минской областной специализированной юридической консультацией по оказанию правовой помощи субъектам хозяйствования № 2, свидетельство № 363 от 02.12.2016 г.).

10) Герасина Дарья Александровна (адвокат Минской областной специализированной юридической консультации по оказанию правовой помощи субъектам хозяйствования № 3, свидетельство № 334 от 02.12.2016 г.).

11) Парахневич Владимир Сергеевич (адвокат Минской областной специализированной юридической консультации по оказанию правовой помощи субъектам хозяйствования № 3, свидетельство № 351 от 02.12.2016 г.).

12) Хмельницкий Виталий Николаевич (адвокат Минской областной специализированной юридической консультации по экономическим делам, свидетельство № 16 от 23.04.2014 г.).

13) Корочкин Алексей Юрьевич (адвокат, заведующий Минской областной специализированной юридической консультацией по правовому сопровождению бизнеса, свидетельство № 211 от 22.12.2015 г.).

14) Мадудина Марина Николаевна (адвокат Минской областной специализированной юридической консультации по оказанию правовой помощи субъектам хозяйствования № 2, свидетельство № 302 от 02.09.2016 г.).

15) Терешков Максим Сергеевич (адвокат Минской областной юридической консультации № 5, свидетельство № 359 от 02.12.2016).

16) Терешкова Алеся Дмитриевна (адвокат, заведующий Минской областной юридической консультацией № 5, свидетельство № 358 от 02.12.2016).

Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь

Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь

Интернет-портал Совета Министров Республики Беларусь

Официальный сайт Министерства Юстиции Республики Беларусь