Адвокатская деятельность
Юридическая помощь
Категории
Знаем свои права: какой товар можно вернуть или обменять?
Многие из нас сталкивались с ситуацией, когда купив в магазине какую-то вещь и придя домой, понимаешь: что-то я погорячился. Либо же преподнесённый по случаю торжества подарок пришелся вам совсем не по вкусу.
Можно ли обратиться в магазин с просьбой обменять приобретенный товар на более подходящий? Или вернуть товар, получив обратно уплаченные деньги? В каких случаях это допустимо, а в каких – нет?
Попробуем ответить на эти вопросы.
В соответствии со ст.472 Гражданского Кодекса Республики Беларусь, по общему правилу, покупатель в течение 14 дней с момента передачи ему непродовольственного товара вправе обменять купленный товар в месте покупки и иных местах, объявленных продавцом, на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, произведя (в случае разницы в цене) необходимый перерасчет с продавцом.
При отсутствии у продавца товара, необходимого для обмена, покупатель вправе возвратить приобретенный товар продавцу и получить уплаченную за него денежную сумму.
На основании п.4 ст. 28 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 г. №90-З «О защите прав потребителей» требование о возврате уплаченной за товар денежной суммы подлежит удовлетворению продавцом незамедлительно. Если удовлетворить требование потребителя незамедлительно не представляется возможным, максимальный срок для удовлетворения требования не может превышать 7 дней.
При этом необходимо иметь в виду, что требование покупателя об обмене либо возврате товара подлежит удовлетворению, если товар:
- не был в употреблении,
- сохранены его потребительские свойства;
- имеются доказательства приобретения его у данного продавца.
К документам, подтверждающим факт приобретения товара, наравне с кассовым чеком относятся: надлежащим образом оформленный технический паспорт, инструкция по эксплуатации, руководство пользователя, иной документ, содержащий сведения о продавце, наименовании, стоимости, дате приобретения товара, оформленный в установленном законодательством порядке.
Для подтверждения факта приобретения товара могут также использоваться свидетельские показания, элементы потребительской тары (упаковки), на которых имеются отметки, подтверждающие, что приобретение товара осуществлялось у данного продавца, другие средства доказывания.
Однако кроме этого следует иметь в виду, что законодательством также определены товары, которые не подлежат обмену или возврату по указанным основаниям.
Так, в соответствии с Перечнем непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.06.2002 г. № 778 (далее - Перечень), обмену и возврату не подлежат:
- чулочно-носочные и бельевые трикотажные изделия;
- бижутерия и изделия из драгоценных металлов;
- мебельные гарнитуры и наборы;
- парфюмерно-косметические товары;
- печатные издания;
- игрушки (за исключением товаров в герметичной упаковке);
- лекарственные средства;
- товары зоомагазинов (животные, птицы, рыбы и другие представители животного мира, корма для них);
- технически сложные товары бытового назначения (телефонные аппараты, часы, компьютеры, ноутбуки, газонокосилки, швейные машины, и т.д.), на которые установлены гарантийные сроки и в техническом паспорте которых имеется отметка о дате продажи;
- иные товары, перечисленные в Перечне.
Таким образом, в течение 14 дней с момента покупки вы сможете вернуть или обменять не подошедший вам непродовольственный товар надлежащего качества в том случае, если он не был в употреблении, его потребительские свойства сохранены, у вас сохранились доказательства приобретения его именного у данного продавца, а также данный товар не упомянут в Перечне непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату.
Гриневич М.В.
адвокат Минской областной
юридической консультации № 2