Адвокатская деятельность
Юридическая помощь
Категории
Права потребителя в случае приобретения товара ненадлежащего качества
Часто после приобретения товара или в ходе его эксплуатации покупатель обнаруживает, что данный товар имеет недостатки. В этом случае в первую очередь возникают вопросы: какие права в данной ситуации имеет потребитель, к кому и с какими требованиями обращаться?
Закон Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 90-З «О защите прав потребителей» предоставляет покупателю возможность предъявить продавцу одно из следующих требований:
1) замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;
2) соразмерного уменьшения покупной цены товара;
3) незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;
4) возмещения расходов по устранению недостатков товара;
5) расторжения договора розничной купли-продажи и возврата уплаченной за товар денежной суммы.
Рассмотрим каждое из этих требований более подробно.
1. Требование о замене недоброкачественного товара товаром надлежащего качества.
В случае заявления покупателем такого требования продавец обязан заменить некачественный товар незамедлительно, а если необходима дополнительная проверка качества такого товара продавцом – в течение 14 дней со дня предъявления требования. Если же у продавца отсутствует необходимый для замены товар, то продавец должен заменить товар в течение месяца со дня предъявления требования.
Однако необходимо отметить, что потребитель вправе потребовать замены технически сложного товара или дорогостоящего товара только в случае обнаружения его существенных недостатков. К технически сложным товарам относятся, например, холодильники, морозильники, стиральные машины, телевизоры, компьютеры и прочее. Дорогостоящим товаром является товар, стоимость которого в четыреста и более раз превышает размер базовой величины, установленный на день реализации потребителю товара. На данный момент дорогостоящим будет являться товар, стоимость которого превышает 9 800 рублей.
2. Требование о соразмерном уменьшении покупной цены.
В данном случае сумма, на которую должна быть уменьшена покупная цена, определяется соглашением сторон. В случае предъявления потребителем данного требования в расчет принимается цена товара на момент предъявления потребителем такого требования, а если оно добровольно не удовлетворено, - на момент вынесения судом решения о соразмерном уменьшении покупной цены (п.3 ст. 27 Закона «О защите прав потребителей).
3. Требование о незамедлительном безвозмездном устранении недостатков товара.
Такое требование может быть предъявлено не только самому продавцу (изготовителю, поставщику), но и ремонтной организации, уполномоченной на то продавцом (изготовителем, поставщиком). Недостатки должны быть устранены безвозмездно и незамедлительно, а в случае, когда это невозможно - в течение 14 дней со дня предъявления требования. Гарантийный срок на товар в этом случае продлевается на период, в течение которого товар не использовался. Данный период исчисляется со дня предъявления потребителем требования о безвозмездном устранении недостатков товара до дня выдачи его по окончании ремонта.
4. Требование о возмещении расходов по устранению недостатков товара.
В целях фиксации продавцом наличия в товаре производственного недостатка такое требование целесообразно заявлять продавцу до момента устранения недостатков в товаре и только после этого производить устранение недостатков.
Расходы потребителя по устранению недостатков товара должны быть подтверждены.
5. Требование о расторжении договора розничной купли-продажи и возврата уплаченной за товар денежной суммы.
Потребитель вправе расторгнуть договор розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы, при этом потребитель по требованию и за счет продавца должен возвратить полученный товар ненадлежащего качества (п.3 ст. 20 Закона «О защите прав потребителей»).
Кроме того, при предъявлении данного требования, в соответствии со ст. 422 Гражданского кодекса Республики Беларусь, обратиться в суд возможно только после получения отказа продавца на предложение расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законодательством либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
Важно помнить, что отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт приобретения товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований. Для подтверждения факта приобретения товара могут использоваться следующие доказательства: свидетельские показания, элементы потребительской тары (упаковки), на которых имеются отметки, подтверждающие, что приобретение товара осуществлялось у данного продавца, а также документы и другие доказательства, указывающие на приобретение товара у данного продавца.
Также при заключении договора с продавцом необходимо учитывать, что согласно п.1 ст. 19 Закона «О защите прав потребителей» условия договора, ограничивающие права потребителя по сравнению с правами, установленными Законом «О защите прав потребителей» и иным законодательством в области защиты прав потребителей, считаются ничтожными.
Самойло Анастасия Николаевна,
адвокат юридической консультации г. Борисова