1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Врачи и пациенты: враги или друзья.

Кобаса Ксения АлександровнаТрудно найти сегодня человека, который всегда доволен качеством оказанной медицинской помощи, а кого-то просто обижает отношение врача или длинные, бесконечные очереди в поликлинике. В последнее время всё больше людей научилось писать жалобы на докторов, а некоторые пациенты, набравшись решительности, сразу обращаются в суд, пытаясь доказать, что проблемы с его здоровьем напрямую связаны с бездействием медицинских работников. Скажем прямо, под горячую руку недовольного пациента попадают, порой незаслуженно, даже самые внимательные и добросовестные врачи. Им приходится выслушивать не самые лестные эпитеты в свой адрес, а порой ещё и в письменной форме, а письменная форма, как известно, требует немедленного реагирования со стороны начальства, что само по себе уже отвлекает от выполнения непосредственных обязанностей – оказания медицинской помощи.
К адвокатам за юридической помощью обращаются как оскорблённые врачи, так и обиженные пациенты. У каждой из сторон есть своя правда, в историях скрыто человеческое горе, незаслуженные обвинения.
Будем надеяться, что наша статья поможет врачам и пациентам лучше понять друг друга, научит видеть дальше минутной эмоции, осознать свою ответственность перед самим собой. Мы расскажем о самых типичных ситуациях, которые имеют место в поликлиниках, о способах их разрешения.
Часто на дверях врачебных кабинетов, на стекле регистратуры или ещё на каком-либо «лобном» месте встречается листок с распечатанной из интернета фразой, содержание которой призывает не злить других и не злиться самому, быть вежливым. Конечно, внимание на данный призыв обратит человек, который никуда не спешит, у него есть время посидеть в очереди, обсудить с такими же, как он сам, свои болезни. Но мы, как правило, торопимся, нас всё раздражает, мы не можем понять, что у врача есть какие-то там инструкции Министерства здравоохранения Республики Беларусь, мы хотим именно этот препарат, желательно бесплатно, сию секунду, и нас не волнует, что в поликлинике нет офтальмолога, медосмотр нам нужен тоже прямо сейчас и не сходя с этого места. Такой пациент знает свои права, а главное он знает, что может написать жалобу, сразу в самую высокую инстанцию, чтобы врач не говорил, какими бы инструкциями врач не «отбивался», врач заслуживает самых нелестных слов и обвинений. Конечно, ведь врач всё стерпит, ему нет времени ходить по судам, жаловаться, зато в поликлинике станут «уважать» бойкого пациента, талон на УЗИ и прочие дефицитные виды медицинской помощи по первому требованию получит. Вот и не думают люди, что говорят или пишут. А очень часто говорят и пишут они состав административного правонарушения.
Чаще всего в поликлинике можно совершить 4 административных правонарушения. Вот обиделись вы на доктора, крепко обиделись, вышли в коридор, или не вышли, а в кабинете остались, и начали ругаться с использованием острого словца из богатой русской речи, а в коридоре другие пациенты сидят, слушают, головой кивают. Врач нервничает, приём срывается, или на 5 минут сбой происходит. Налицо ст.17.1 Кодекса Республики Беларусь от 21.04.2003 г. «Об административных правонарушениях» - мелкое хулиганство. Мелкое хулиганство представляет собой нецензурную брань в общественном месте, оскорбительное приставание к гражданам и другие умышленные действия, нарушающие общественный порядок, деятельность организаций или спокойствие граждан и выражающиеся в явном неуважении к обществу. Именно это вы и делаете, устраивая скандал в поликлинике: поликлиника место общественное, брань у вас нецензурная, а спокойствие других пациентов и медицинских работников нарушать вам никто не позволял. Если ещё и приём сорвали – вот вам и нарушение порядка деятельности организации здравоохранения. Если врач, или администрация поликлиники найдёт время, а главное желание, то на вас составят протокол, который передадут в суд, где, в случае установления вашей вины и наличия состава административного правонарушения, вы будете привлечены к административной ответственности в виде штрафа. Размер такого штрафа варьируется от двух до тридцати базовых величин. В санкции статьи, хотим заметить, ещё предусмотрен административный арест.
А вот и ещё одна ситуация, просто обозвали доктора, сказали всё, что думаете о его умственных способностях сгоряча, или соригинальничали, изощрились. У доктора свидетели есть: медсестра, пациенты из того же коридора, уборщица. Вот и ещё один состав заработали – статью 9.3 уже упомянутого выше кодекса: оскорбление, то есть умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме. Санкция за оскорбление предусматривает наложение штрафа в размере от четырех до двадцати базовых величин.
Случаются дни, когда мы думаем, что имеем право на всё, просто имеем просто право забрать свою медицинскую карту ( всё с тем же скандалом), или ещё какой-либо документ, который по определению и по закону должен быть в поликлинике, а у нас только с разрешения всё той же поликлиники. И мы это право готовы осуществлять и защищать до последней капли крови. Тут хочется прямо всех предупредить, что пациент имеет права, но права и порядок их осуществления прописаны в нормативных правовых актах. Если вы вежливо попросите указать вам на такой акт, где вам разрешено или наоборот запрещено, вам не откажут, если откажут, напишите своё заявление в письменной форме. Будьте тактичны, проконсультируйтесь у специалистов в области права, если не знаете, как и где спросить. В противном случае вы рискуете совершить самоуправство: самовольное осуществление своего действительного или предполагаемого права, совершенное с нарушением порядка, установленного законодательством Республики Беларусь. Самоуправство наказывается штрафом.
Не следует также забывать и про клевету - распространение заведомо ложных, позорящих другое лицо измышлений, что влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин.
А ещё доктор может обратиться в суд с иском о защите чести, достоинства и деловой репутации.
Так что пациенту следует задуматься, прежде чем высказать и показать всё то, что накопилось в недрах его души. Администрациям поликлиник мы рекомендуем вывешивать на всеобщее обозрение распечатки из кодекса « Об административных правонарушениях», после миролюбивых призывов не злиться разумеется.
Если у вас и впрямь появились основания вести войну с докторами, вашему здоровью причинён ущерб, то в одиночку вам не справиться, советуем прибегнуть к помощи специалистов в области права, бороться за свои права необходимо цивилизованно, и, безусловно, культурно.
По мнению автора, здоровье каждый должен беречь самостоятельно, это ваша прямая обязанность хотя бы раз в год пройти полное скрининговое обследование, контролировать анализы, читать, знать сои болезни. Врач поликлиники в силу своей загруженности ми других понятных причин, не сможет за вас ходить на анализы, просить направления, регулярно посещать узких специалистов, правильно питаться и не заниматься самолечением. Врач поликлиники должен поставить диагноз, назначить лечение, наблюдать вас.
Если же некачественным оказанием медицинской помощи вашему здоровью причинён ущерб, вы уверены, что врач допустил некомпетентность, то ваша дорога лежит в суд. Мы сегодня не говорим о делах уголовных, скажем лишь о возмещении вреда, причинённого здоровью в порядке гражданского судопроизводства. Если вы решили обратиться в суд, у вас должно быть грамотное исковое заявление, обеспеченное доказательствами. Судьи не являются экспертами в области медицины, как и другие юристы. Чтобы установить вину врачей и доказать, что печальные последствия для вашего здоровья наступили в результате действий врачей, понадобится проведение экспертизы, которому предшествует служебное расследование. Экспертиза платная. На экспертизу можно предоставить свои вопросы, вопросы предоставят возможность задать и лично эксперту, который будет вызван в судебное заседание для дачи пояснений по заключению. Пациентам следует иметь в виду, что всякая экспертиза будет проводится по медицинским документам, а не по вашим словам, и целью её будет определение прямой причинно-следственной свиязи между последствием и действиями (бездействием) врача. Следует заметить, что такую связь установить не просто, ведь инфаркт, например, могут вызвать разные причины, как по одиночке, так и в комплексе.
В заключение хочется посоветовать пациентам более внимательно относиться к своему здоровью, вы в ответе за него, вы сами. Если же ваша жизнь на определённом этапе зависит от врача, ищите специалиста, которому будете доверять на 100 процентов. Читайте о своей болезни, интересуйтесь, получите несколько мнений. В любой ситуации ведите себя культурно. Перед вежливым человеком открываются любые двери, желаемое проще получить добром.
Врачей же попросим отнестись к нам с пониманием, более тщательно смотреть результаты обследований, не отказывать в советах и поддержке.
Пациент не должен воевать с доктором и наоборот, боевые действия отвлекают от самого главного – от заботы о здоровье.

Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь

Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь

Интернет-портал Совета Министров Республики Беларусь

Официальный сайт Министерства Юстиции Республики Беларусь