1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Судебная реформа: объединение Высшего Хозяйственного Суда и Верховного Cуда

     С 1 января 2014 вступают в силу положения Декрета Президента от 29 ноября 2013 г. № 6 «О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь» (далее – Декрет), согласно которым, в целях совершенствования судебной системы Республики Беларусь, планируется объединить Верховный Суд и Высший Хозяйственный Суд (далее – ВХС), образовав единый высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и экономическим делам – Верховный Суд, возглавляющий систему судов общей юрисдикции Республики Беларусь.

     Так же в связи с совершенствованием судебной системы Республики Беларусь принят Указ Президента от 29.11.2013 №529 «О некоторых вопросах деятельности судов Республики Беларусь» и Указ Президента от 29.11.2013 №530 «О некоторых вопросах совершенствования организации исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов».

     Согласно положениям Декрета хозяйственные суды областей (г.Минска) будут переименованы в экономические суды областей (г.Минска) и будут являться частью системы общих судов. Полномочия ВХС, Пленума ВХС и Президиума ВХС, перейдут, соответственно, к Верховному Суду, Пленуму Верховного Суда и Президиуму Верховного Суда.

     При этом принятые к рассмотрению судебными коллегиями Верховного Суда дела, будут рассматриваться в пределах компетенции в рамках суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

     Судебные коллегии Верховного Суда смогут рассматривать в соответствии с законодательными актами в пределах своей компетенции дела и в апелляционном порядке.

     Поскольку одной из целей принятия Декрета было обеспечение единства судебной практики, последний абзац на наш взгляд требует дополнительных комментариев, так апелляционная инстанция рассмотрения дел в настоящий момент существует лишь в системе хозяйственных судов, и определяется главой 31 ХПК. Означает ли данная новелла Декрета то, что апелляционная инстанция появится и при рассмотрении нехозяйственных споров, сказать затруднительно, т.к. Декрет по этому вопросу содержит бланкетную норму, которая ссылается на пока еще не принятый нормативный правовой акт. Таким образом, дальнейшую судьбу данного института судопроизводства мы узнаем только с течением времени.

     Указ Президента №530 с 01.01.2014г. унифицирует систему органов принудительного исполнения судебных постановлений, которую возглавит Министерство юстиции Республики Беларусь. При этом порядок исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов будет продолжать осуществляться в соответствии с процессуальным законодательством (гражданским или хозяйственным – в зависимости от вида правоотношений).

     Стоит обратить внимание и на тот факт, что ВХС упоминается в Конституции Республики Беларусь, в этой связи может сложиться мнение, что рассматриваемая судебная реформа повлечет необходимость изменения Конституции. При этом реализация таких изменений потребует проведения референдума, т.к. ВХС упоминается, в том числе в Разделе IV Конституции, который в соотв. с ч.3 ст.140 Конституции может быть изменен только путем референдума.

     При этом непосредственно Конституция не проводит разграничения полномочий Верховного суда и ВХС по вопросам принятия дела к производству, а ведь судебная реформа реализуется именно в этом направлении и, следовательно, для ее реализации изменения Конституции не требуется.

     В подтверждение данного тезиса стоит привести положения ч.2 и ч.3 ст.109 Конституции, согласно которым система судов строится на принципах территориальности и специализации, а судоустройство в Республике Беларусь определяется законом. Проводимая судебная реформа, считаем, соответствует данным конституционным требованиям.

     Кроме того нельзя и не отметить, что грядущая судебная реформа навряд ли станет панацеей от всех проблем существующих в системе правосудия, скорее даже наоборот – в течении определенного периода времени после вступления в силу принятых изменений, пока не выработается устойчивая правоприменительная практика, проблем, возможно, будет еще больше чем в настоящее время, и это в целом характерно для ситуации, когда новая правовая норма порождает новые общественные отношения, а не наоборот.

     В этой связи, необходимо максимально полно проанализировать судебную практику предыдущих лет, постараться сохранить достигнутые позитивные наработки и предпринять меры по преодолению существующих негативных моментов. Причем особо хочется подчеркнуть, что только работы законодателя и суда в этом направлении будет явно недостаточно, большая ответственность лежит и на остальных участниках судебных правоотношений: сторонах, их представителях, специалистах, экспертах и др.

Константин Радьков, помощник адвоката Адвокатского бюро «ДЕ ЮРЕ КОНСАЛТ»

Под ред.: управляющего партнера, адвоката Адвокатского бюро «ДЕ ЮРЕ КОНСАЛТ» Валентины Завадской

партнера, адвоката Адвокатского бюро «ДЕ ЮРЕ КОНСАЛТ» Елены Плавинской

Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь

Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь

Интернет-портал Совета Министров Республики Беларусь

Официальный сайт Министерства Юстиции Республики Беларусь