1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Обзор наиболее значимых изменений и дополнений законодательства о хозяйственных обществах

26 января 2016 года вступил в силу Закон от 15.07.2015 № 308-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам хозяйственных обществ» (далее — Закон № 308-З). Рассмотрим основные корректировки, которым подверглись отдельные положения Закона от 9.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее — Закон о ХО) и Гражданского кодекса (далее — ГК).

Закон № 308-З был принят спустя 5 лет после принятия последних изменений в Закон о ХО. На его принятие потребовалось 2 года: за это время отдельные формулировки неоднократно корректировались и дорабатывались. В результате Законом № 308-З внесен ряд значимых и концептуальных изменений и дополнений порядка создания, реорганизации и управления деятельностью хозяйственными обществами в Республике Беларусь.

1. Впервые закреплены положения о возможности создания хозяйственного общества с одним участником

Установлены условия создания, реорганизации, ликвидации и управлении деятельностью хозяйственного общества, состоящего из одного участника.

Можно выделить следующие особенности хозяйственного общества с 1 участником:

  1. С одним участником может быть создано хозяйственное общество в любой форме (ООО, ОДО, АО (ЗАО и ОАО).
  2. Предусмотрены 3 способа создания хозяйственного общества с 1 участником:
  • учреждение (решение принимается 1 участником письменно);
  •  выход всех участников, кроме 1;
  •  реорганизация.
  1. В хозяйственном обществе, состоящем из 1 участника, общее собрание участников (далее - ОСУ) хозяйственного общества не созывается и не проводится, а полномочия ОСУ хозяйственного общества осуществляет этот участник. Совет директоров (наблюдательный совет), исполнительные и контрольный органы в обществах с одним участником подотчетны этому участнику. В таких обществах, годовое ОСУ не проводится, однако решение по соответствующим вопросам (отнесенным для иных обществ к компетенции годового общего собрания) должно быть принято участником такого общества в такие же сроки, как и для обществ с двумя и более участниками.
  2. Хозяйственное общество с 1 участником не может иметь в качестве единственного участника хозяйственное общество, также состоящее лишь из одного участника. На данный момент, у теоретиков и правоприменителей не сформировалось единого мнения насчет того, распространяется ли указанное положение на учредителей (участников) нерезидентов Республики Беларусь.
  3. Не допускается реорганизация хозяйственного общества, состоящего из 1 участника в форме выделения, в результате которой возникает иное хозяйственное общество, единственным участником которого будет являться реорганизуемое хозяйственное общество.
  4. При принятии решения о ликвидации юридического лица, являющегося единственным участником хозяйственного общества, должно быть принято решение о ликвидации этого хозяйственного общества.
  5. Установлен запрет на приобретение акционерным обществом акций единственного акционера.

Хозяйственные общества, состоящие из 1 участника, который одновременно осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа этого общества, исключены из-под действия требований ст.ст. 57 и 58 Закона о ХО, устанавливающих порядок совершения обществом указанных сделок.

2. Введены институты «акционерного соглашения» и «договора об осуществлении прав участников общества с ограниченной ответственностью».

Договор, заключаемый между акционерами/участниками ООО (ОДО), которые обязуются осуществлять определенным образом права и (или) воздерживаться от осуществления указанных прав (ст. 90-1 и 111-1 Закона о ХО).

Стороны: участники (акционеры); все участники одновременно не могут быть сторонами соглашения (договора).

Форма: один заключенный в письменной форме документ, подписанный всеми сторонами.

Предмет: координация действий участников по реализации ими прав, и (или) воздержание от реализации прав, в частности:

  • голосовать определенным образом, за исключением голосования согласно указаниям органов управления общества,
  • согласовывать вариант голосования,
  • приобретать или отчуждать акции по заранее определенной цене и (или) при наступлении определенных обстоятельств,
  • воздерживаться от отчуждения акций до наступления определенных обстоятельств,
  • осуществлять иные действия, связанные с управлением акционерным обществом, деятельностью, реорганизацией и ликвидацией этого общества.

Сфера действия: обязательно только для его сторон, его нарушение не может служить основанием для признания недействительными решений органов управления акционерного общества, но при этом договор (соглашение) могут предусматриваться способы обеспечения исполнения обязательств и меры гражданско-правовой ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение таких обязательств (например, неустойку за нарушение предварительной договоренности о голосовании определенным образом).

Установлена обязанность сторон уведомить общество о заключении соглашения либо внесении в него изменений и (или) дополнений и определен порядок (сроки) такого уведомления. Однако форму и объем представления информации участники, заключившие соглашение (договор), вправе определить по своему усмотрению: представить либо непосредственно соглашение, либо информационное письмо о заключении соглашения с указанием сведений о сторонах акционерного соглашения.

3. Конкретизирована компетенция и порядок формирования совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества.

Закон № 308-З излагает ст. 50 Закона о ХО в новой редакции, тем самым детализируя конкретные полномочия совета директоров (ранее конкретные полномочия совета директоров были закреплены лишь для АО).

Уставом может быть предусмотрена обязанность избрания в совет директоров представителей работников и профессионального союза.

4. Обжалование решения общего собрания участников

В первоначальной редакции законопроекта планировалось предусмотреть возможность оспаривания иных решений органов хозяйственного общества (совета директоров (наблюдательного совета), коллегиальных органов управления и т.д.). Однако в итоговой редакции Закона № 308-З  положение не устояло. Таким образом, на данный момент могут быть обжалованы лишь решения ОСУ.

Основания признания недействительным решения ОСУ: решение ОСУ хозяйственного общества, принятое с нарушением требований настоящего Закона и иного законодательства или устава хозяйственного общества и нарушающее права и (или) законные интересы участника (бывшего участника) этого общества.

Срок обжалования: решение общего собрания АО (ОАО и ЗАО) может быть оспорено в суде в течение 3 месяцев (ранее это срок составлял 6 месяцев), а участником (бывшим участником) ООО или ОДО – в течение 2 месяцев со дня, когда они узнали или должны были узнать о принятии такого решения (для ООО и ОДО срок остался неизменным).

Указанный срок не являются пресекательным, а относятся к специальным сокращенным срокам исковой давности. Т.е. если суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью заявителя (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.), то срок может быть восстановлен. Однако, восстановление пропущенного срока исковой давности для юридических лиц Гражданским кодексом не предусмотрено.

Потенциальные истцы:

по Закону о ХО

(до изменений)

- участники ХО.

По Закону о ХО

(с изменениями)

- участники ХО,

-бывшие участники.

По ППВХС № 20

- участники,

- бывшие участники,

- участники – наследники,

- правопреемники.

 

Последствия признания недействительным: в случае, если судом удовлетворен иск участника (бывшего участника) об оспаривании решения общего собрания, такое решение считается недействительным с момента его принятия.

Законом № 308-З также предусмотрены отдельные обстоятельства при установлении которых суд вправе оставить в силе оспариваемое решение. Важно помнить, что признание решения недействительным не влечет автоматическое признание недействительным сделки, совершенной на основании такого решения ОСУ.

5. Закреплены обстоятельства, при которых крупная сделка и сделка с заинтересованностью аффилированных лиц не может быть признана судом недействительной

 

Для защиты прав участников и добросовестных контрагентов от злоупотреблений правами отдельных участников общества были установлены ограничения на право признания сделки недействительной по формальным основаниям:

  • если голосование оспаривающего участника не могло повлиять на результаты голосования (голосование участников хозяйственного общества, членов совета директоров (наблюдательного совета), обратившихся с иском о признании крупной сделки недействительной, не могло повлиять на результаты голосования, если эти участники (члены совета директоров (наблюдательного совета)) были надлежащим образом извещены о проведении общего собрания участников хозяйственного общества (заседания совета директоров (наблюдательного совета)), на котором принято решение о совершении крупной сделки);
  • нарушения не являются существенными и исполнение решения не повлекло причинение убытков или иных негативных последствий общества и его участников (не доказано, что совершение данной сделки повлекло или может повлечь за собой причинение убытков хозяйственному обществу или участникам этого общества, обратившимся с иском, либо возникновение иных неблагоприятных последствий для них);

С внесение этого основания, фактически расширился предмет доказывания (истец помимо нарушения норм ст.ст. 57 или 58 Закона о ХО должен доказать наличие убытков или неблагоприятных последствий). Понятие «неблагоприятных последствий» носит оценочный характер. Нет необходимости доказывать конкретный размер убытков (главное доказать их наличие). От судебной практики будет зависеть применение указанного обстоятельства (в том числе, например, толкования потенциальных убытков).

предъявлены доказательства последующего принятия решения о совершении сделки (к моменту рассмотрения дела в суде представлены доказательства о последующем принятии хозяйственным обществом решения о крупной сделке в порядке, предусмотренном настоящим Законом для принятия решения о совершении крупных сделок). Данная формулировка более точная, чем в ППВХС № 20, полностью соответствует ст. 184 Гражданского кодекса.

6. Конкретизирован критерий «неоднократности» для целей определения сделки, совершаемой обществом в процессе осуществления обычной хозяйственной деятельности и критерии определения взаимосвязанных сделок

Согласно Закону № 308-З, сделками, совершаемыми хозяйственным обществом в процессе осуществления им обычной хозяйственной деятельности, признаются сделки, совершаемые хозяйственным обществом три и более раза в течение последних двенадцати месяцев, в частности сделки по приобретению обществом сырья и материалов, необходимых для осуществления производственно-хозяйственной деятельности, реализации готовой продукции, выполнению работ (оказанию услуг).

Критерий неоднократности количественно расшифрован, однако определение: «условия такой сделки существенно не отличаются от условий аналогичных сделок, совершаемых хозяйственным обществом в процессе осуществления им обычной хозяйственной деятельности», продолжает оставаться оценочным для правоприменителей, в частности судов.

Из перечня взаимосвязанных сделок исключены следующие виды:

  • сделка и иная сделка, направленная на обеспечение исполнения обязательств по первой сделке;
  • сделки, совершение которых прямо предусмотрено ранее совершенной сделкой (предварительный и основной договоры);

 иные сделки, признаваемые взаимосвязанными сделками решением общего собрания участников хозяйственного общества (на данный момент лишь в уставе можно прописать иные взаимосвязанные сделки).

7. Установлено требование о необходимости подготовки информации исполнительным органом о деятельности общества перед годовым общим собранием участников

Предусмотрено, что до проведения годового общего собрания участников общества его исполнительный орган обязан подготовить и обнародовать (не менее чем за 20 дней до проведения собрания) информацию о деятельности этого общества за отчетный период. Впервые законодательно предусмотрено содержание так называемого годового отчета: конкретные сведения, которые должны быть указаны в данном отчете, закреплены в ст. 39 Закона о ХО в редакции Закона № 308-З.

8. Конкретизированы понятия «открытого» и «закрытого» акционерных обществ

Законодателем «порядок размещения акций» избран в качестве критерия разграничения акционерных обществ.  На основании изменений ст. 97 Гражданского кодекса, под открытым акционерным обществом понимается - акционерное общество, акции которого могут размещаться и обращаться среди неограниченного круга лиц. Под закрытым акционерным обществом - акционерное общество, акции которого размещаются и обращаются только среди акционеров этого общества и (или) определенного в соответствии с законодательством об акционерных обществах ограниченного круга лиц.

9. Установлено предписание хозяйственными обществами на отчуждение доли до 1 июля 2016 года

В ст. 3 Закона № 308-З содержится предписание на необходимость до 1 июля 2016 года отчуждения доли, в случае если хозяйственные общества имеют долю в уставном фонде друг друга в размере 20 и более процентов.

В случае непринятия ни одним из указанных хозяйственных обществ решения об отчуждении своей доли в уставном фонде (акций) до 1 июня 2016 г. отчуждение доли в уставном фонде (акций) должно произвести хозяйственное общество, имеющее меньшую долю в уставном фонде (количество акций).

10. Предусмотрено ограничение на возможность дарения акций ЗАО

Согласно ст. 73 Закона о ХО в редакции Закона 308-З дарение акционером ЗАО акций этого общества может осуществляться только Республике Беларусь либо родителям, детям, усыновителям, усыновленным, супругам, родным братьям и сестрам, внукам, деду, бабке, а также Республике Беларусь, в случае если данная возможность не ограничена уставом ЗАО или решением общего собрания акционеров.

11. Уставом ЗАО либо решением (3/4 от числа голосов, принявших участие в общем собрании акционеров), может быть ограничен круг третьих лиц, которым могут быть проданы или отчуждены иным образом акции данного ЗАО.

12. Решение об увеличении уставного фонда ООО (ОДО) за счет имущества ООО (ОДО) должно приниматься единогласно всеми участниками ООО (ОДО).

13. Вопрос предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи может быть передан в компетенцию исполнительного органа хозяйственного общества (ст. 23 Закона о ХО) 

Дополнительное условие: обязанность исполнительного органа ежеквартально отчитываться перед советом директоров (наблюдательным советом) или общим собранием, в случае если в обществе названный совет не образован.

В этих целях необходимо закрепить соответствующие полномочия исполнительного органа в уставе и определить порядок (в уставе или локальном нормативном правовом акте) отчета исполнительного органа перед советом директоров (наблюдательным советом) или перед общим собранием участников (целесообразно посредством проведения внеочередного общего собрания участников в заочной форме по окончании квартала, если в течение квартала такая помощь по решению исполнительного органа предоставлялась).

14. Законодательно закреплено право на получение участником копии протокола общего собрания участников хозяйственного общества (ст. 47 Закона о ХО)

Копия протокола предоставляется участникам общества по их требованию в порядке, предусмотренном уставом хозяйственного общества для предоставления информации о хозяйственном обществе. За предоставление копии протокола может взиматься плата, размер которой не должен превышать затраты на ее изготовление.

Таким образом, независимо от размера доли участники могут требовать ознакомления с протоколом путем получения его копии. Важная и полезная норма для защиты участниками своих прав.

Хозяйственные общества, зарегистрированные до вступления в силу Закона № 308-З, при первом после вступления в силу Закона № 308-З внесении изменений и (или) дополнений в свои уставы обязаны привести их в соответствие с Законом о ХО.

Юрий Козиков, адвокат

АБ «Боровцов и Салей БИС»

Материал подготовлен с использованием правовых актов на 14.06.2016 года

 

 

 

Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь

Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь

Интернет-портал Совета Министров Республики Беларусь

Официальный сайт Министерства Юстиции Республики Беларусь