1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Исполнительная надпись нотариуса: новые возможности взыскания субъектами хозяйствования задолженности

В последнее время среди субъектов хозяйствования стал популярным процесс взыскания долга в порядке приказного производства — благодаря упрощенному порядку путем вынесения определения о судебном приказе (исполнительного документа) на основании заявления взыскателя, направленного в суд. Главным преимуществом является оперативность — рассмотрение заявления и выдача исполнительного документа производится в течение 20 рабочих дней со дня поступления документов в суд. Обращаться в приказное производство можно без соблюдения претензионного порядка. Кроме того, это дешевле (госпошлина составляет от 2 до 7 базовых величин, тогда как в исковом производстве по общему правилу — 5% цены иска, но не менее 25 базовых величин) и проще: заявление рассматривается судом без проведения заседания и необходимости присутствия представителей сторон, что существенно экономит кредитору время. Для взыскания долга в «упрощенном» порядке необходимо наличие оснований, предусмотренных главой 24 ХПК и постановлением Пленума ВХС от 27.05.2011 № 9 «О некоторых вопросах приказного производства». Так, требования кредитора (взыскателя) должны либо носить бесспорный характер, либо признаваться (не оспариваться) должником, либо быть на сумму до 100 БВ (на настоящий момент — 21 000 000 белорусских рублей). Неудивительно, что спрос на получение исполнительного документа в порядке приказного производства настолько велик, что зачастую установленные сроки не соблюдаются.

Минимизировать нагрузку на судей экономических судов призван Указ от 7.05.2015 № 195 «О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Беларусь», которым существенно расширена компетенция нотариусов в части совершения исполнительных надписей, а также увеличен круг возможных требований о взыскании долга, подлежащих рассмотрению во внесудебном порядке с вынесением исполнительного документа.

В частности, нотариусы получили право на совершение исполнительной надписи о взыскании по требованиям юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) задолженности по договорам купли-продажи, поставки, подряда, перевозки, возмездного оказания услуг, хранения, неустойки (штрафа, пени) в связи с такой задолженностью, если ее уплата предусмотрена законодательством или договором, признанных должником в письменной форме. 

При этом указанные требования, признанные должником, не подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции (в т.ч. в экономических) в порядке приказного производства. Таким образом, со вступлением в силу Указа № 195 (с 10.08.2015 г.) исполнительный документ по требованиям, признанным должником, может быть получен кредитором либо во внесудебном порядке (путем совершения нотариусом исполнительной надписи), либо в порядке искового производства (путем вынесения решения суда и судебного приказа).

Постановлением Совмина от 28.07.2015 № 642 установлен перечень документов, необходимых для совершения исполнительной надписи по указанной категории требований, признанных должником, в т.ч. договор и его копия, заверенная взыскателем, документы, подтверждающие возникновение обязанности должника по уплате задолженности по договорам, а также письменное признание должником суммы задолженности, неустойки (штрафа, пеней), документ о расчете суммы, подлежащей уплате с указанием сведений о сроках уплаты, о дате возникновения обязанности по уплате, а также отметка взыскателя о непогашении задолженности после направления должнику письменного предупреждения о необходимости уплаты денежных средств и намерении обратиться за совершением исполнительной надписи с указанием даты его извещения. При этом согласно постановлению № 642 за совершение нотариусами исполнительной надписи по указанной категории дел оплачивается нотариальный тариф в размере 5% от взыскиваемой суммы, но не менее 10% и не более 1000% базовой величины (т.е. на сегодня не менее  21 000 рублей и не более 2 100 000 рублей).

Рассмотрим нововведения Указа № 195 с позиции преимуществ и недостатков для кредиторов. К первым можно отнести:

  •  бесспорный порядок — при совершении исполнительной надписи нельзя отказать по мотивам несогласия должника с заявленными требованиями или спора о праве;
  •  оперативность — по общему правилу нотариальное действие совершается в день обращения лица за совершением этого действия, данный срок продлевается до 3 дней, если необходимо выполнить большой объем работы;
  •  обязательность — исполнительная надпись является исполнительным документом, который может быть исполнен в принудительном порядке аналогично определению о судебном приказе;
  •  доступность — юридическое лицо может обратиться к любому нотариусу независимо от места нахождения кредитора или должника.

К числу потенциальных недостатков для кредиторов можно отнести:

  • увеличение расходов — обычно сумма нотариального тарифа выше госпошлины за рассмотрение заявления о возбуждении приказного производства.

Сумма долга, руб.

Сумма госпошлины за рассмотрение заявления о возбуждении приказного производства

Сумма нотариального тарифа

10 000 000

420 000

500 000

20 000 000

420 000

1 000 000

30 000 000

1 050 000

1 500 000

63 000 000 и более

1 470 000

2 100 000

  • увеличение необходимого пакета документов;
  • несистемное изложение изменений в законодательство — напрямую в ХПК не были внесены изменения и дополнения, что повлекло (особенно в первые месяцы после вступления в силу изменений) немало отказов на стадии возбуждения приказного производства. Впрочем, по другим требованиям (на сумму меньше 100 базовых величин, при направлении претензии при непоступлении на нее ответа) можно обращаться в экономический суд в прежнем порядке.
  • невозможность взыскания суммы расходов на юридическую помощь.

Есть недостатки и с точки зрения должника:

  • бесспорный порядок — кредитор не обязан направлять копии заявления о совершении исполнительной надписи должнику, не предусмотрена возможность направления отзывов (возражений на заявленную сумму долга); порядок защиты своих прав и обжалования усложнен: требуется уплата пошлины (10 базовых величин) и предъявление жалобы в порядке, предусмотренном ст. 266 ХПК, либо искового заявления о признании не подлежащим исполнению исполнительного документа, по которому взыскание производится в бесспорном порядке;
  • увеличение расходов — ведь, в конечном счете, именно с должника будет взыскан нотариальный тариф (сумма, затраченная кредитором).

Хотя процедуры совершения исполнительной надписи определены довольно детально, остается ряд вопросов, которые, придется решать в процессе правоприменительной практики. Вот далеко не полный перечень таких проблем:

  • принимаются ли нотариусами от кредиторов в качестве документов, подтверждающих наличие долга, факсовые или скан-копии акта сверки, ответа на претензию и т.д.?
  • допустят ли нотариусы совершение исполнительной надписи без личного присутствия представителя взыскателя (дистанционно)?
  • будет ли признаваться в качестве надлежащего документа письмо-ответ должника о признании наличия факта задолженности без указания на конкретную сумму долга (например: «Долг вызван временной неплатежеспособностью. В настоящее время прилагаем все усилия на его погашение. Просим не обращаться в суд»)?
  • будет ли каким-либо образом проверяться актуальная сумма задолженности и как (помимо обжалования) оперативно не допустить злоупотребления правом со стороны кредитора при предъявлении требований о совершении исполнительной надписи, в случае частичного (полного) погашения долга должником?
  • будут ли нотариусы проверять текущий статус должника и получит ли отказ кредитор в случае наличия решения о ликвидации должника либо открытого конкурсного производства в его отношении?
  • по какой процедуре правомерно взыскивать долг по непоименованным (например, дистрибьюторским) или смешанным договорам (например, сочетающим положения комиссии и поставки)?

В целом, подчеркнем, что по своей правовой природе у института исполнительной надписи большой потенциал для возможности взыскания долга в бесспорном порядке и разгрузки судов, однако для возможности его эффективного применения необходимо проводить существенную межведомственную работу по разработке единых нормативных положений и формированию общей практики.

Юрий Козиков, адвокат

АБ «Боровцов и Салей БИС»

Материал подготовлен с использованием правовых актов на 14.06.2016 года

Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь

Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь

Интернет-портал Совета Министров Республики Беларусь

Официальный сайт Министерства Юстиции Республики Беларусь