1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Инструкция о порядке выдачи свидетельства на осуществление нотариальной деятельности, внесения в него изменений и (или) дополнений, выдачи его дубликата и аннулирования

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление
Министерства юстиции
Республики Беларусь

31.12.2013 № 214

ИНСТРУКЦИЯ
о порядке выдачи свидетельства на осуществление нотариальной деятельности, внесения в него изменений и (или) дополнений, выдачи его дубликата и аннулирования

1. Настоящей Инструкцией определяется порядок выдачи свидетельства на осуществление нотариальной деятельности (далее – свидетельство), внесения в него изменений и (или) дополнений, выдачи его дубликата и аннулирования.

2. Свидетельство выдается Министерством юстиции Республики Беларусь (далее – Министерство юстиции) на основании решения Квалификационной комиссии по вопросам нотариальной деятельности (далее – Квалификационная комиссия) о допуске лица, претендующего на приобретение статуса нотариуса (далее – претендент), к осуществлению нотариальной деятельности.

Свидетельство подписывается Министром юстиции Республики Беларусь или заместителем Министра юстиции Республики Беларусь, являющимся председателем Квалификационной комиссии, и заверяется гербовой печатью Министерства юстиции.

3. Свидетельство выдается на неопределенный срок и действует в указанном в нем нотариальном округе.

4. Бланки свидетельств изготавливаются типографским способом и являются бланками документов с определенной степенью защиты.

5. О принятом решении о допуске к осуществлению нотариальной деятельности и выдаче свидетельства Министерство юстиции в течение двух рабочих дней с даты принятия соответствующего решения уведомляет претендента, в отношении которого оно было принято.

Претендент, в отношении которого принято решение о допуске к осуществлению нотариальной деятельности и выдаче свидетельства, обязан получить свидетельство не позднее 10 рабочих дней со дня уведомления о принятии решения.

Свидетельство может быть получено представителем претендента при предоставлении им документа, удостоверяющего его личность, и доверенности, удостоверенной нотариально либо в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 186 Гражданского кодекса Республики Беларусь.

6. Оригинал свидетельства хранится у нотариуса, который обеспечивает его сохранность весь период времени осуществления им нотариальной деятельности, в том числе в период приостановления его полномочий.

7. В случае утраты оригинала свидетельства нотариусу за порядковым номером оригинала свидетельства выдается его дубликат на новом бланке.

Для получения дубликата свидетельства нотариус представляет в Министерство юстиции заявление на выдачу дубликата свидетельства с указанием обстоятельств утраты оригинала свидетельства и с приложением документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за выдачу дубликата свидетельства.

Дубликат свидетельства выдается Министерством юстиции в течение 10 рабочих дней со дня представления указанных в части второй настоящего пункта документов.

Для выдачи дубликата свидетельства вынесение решения Квалификационной комиссии не требуется.

Дубликат свидетельства может быть получен представителем нотариуса при предоставлении им документа, удостоверяющего его личность, и доверенности, удостоверенной нотариально либо в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 186 Гражданского кодекса Республики Беларусь.

8. При изменении и (или) необходимости дополнения сведений, содержащихся в свидетельстве, нотариус обязан в течение одного месяца со дня возникновения обстоятельств, влекущих необходимость внесения изменений и (или) дополнений в свидетельство, обратиться в Квалификационную комиссию с заявлением о внесении изменений и (или) дополнений в свидетельство.

В заявлении указываются фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) нотариуса, регистрация по месту жительства, наименование нотариального округа, в котором он вправе осуществлять нотариальную деятельность, адрес места нахождения нотариального бюро, нотариальной конторы, в составе которой нотариус осуществляет нотариальную деятельность, сведения, подлежащие изменению и (или) дополнению, причины, послужившие основанием для внесения изменений и (или) дополнений в свидетельство.

К заявлению прилагаются документы (их нотариально засвидетельствованные копии или копии, заверенные председателем областной (Минской городской) нотариальной палаты (далее – территориальная нотариальная палата), подтверждающие необходимость внесения изменений и (или) дополнений в свидетельство, а также копия свидетельства и документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за внесение соответствующих изменений и (или) дополнений в свидетельство.

Квалификационная комиссия принимает решение о внесении изменений и (или) дополнений в свидетельство в течение 15 рабочих дней со дня поступления заявления о внесении изменений и (или) дополнений в свидетельство. О принятом решении Квалификационная комиссия уведомляет нотариуса в течение 3 рабочих дней со дня его принятия.

Нотариусу за порядковым номером свидетельства, в которое вносятся изменения и (или) дополнения, выдается свидетельство, оформленное на новом бланке, содержащее дату внесения изменений и (или) дополнений в свидетельство.

До получения свидетельства, оформленного на новом бланке, нотариус осуществляет нотариальную деятельность на основании ранее выданного свидетельства.

При получении свидетельства, оформленного на новом бланке, нотариус обязан сдать в Министерство юстиции оригинал ранее выданного свидетельства (его дубликат). Копия выданного на новом бланке свидетельства, заверенная подписью секретаря Квалификационной комиссии, хранится в Министерстве юстиции в деле нотариуса.

9. При наличии документов, подтверждающих обстоятельства, указанные в пункте 37 Положения об организации деятельности нотариусов в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 27 ноября 2013 г. № 523 «Об организации нотариальной деятельности в Республике Беларусь» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 29.11.2013, 1/14639), Квалификационная комиссия принимает решение об аннулировании свидетельства, которое влечет утрату статуса нотариуса.

Копия решения об аннулировании свидетельства в день его вынесения вручается (направляется) лицу, утратившему статус нотариуса, направляется в главное управление юстиции областного исполнительного комитета, Минского городского исполнительного комитета (далее – главное управление юстиции), в Белорусскую нотариальную палату.

10. В случае невозможности представления лицом, утратившим статус нотариуса, в главное управление юстиции свидетельства в соответствии с абзацем третьим части первой пункта 40 Положения об организации деятельности нотариусов в Республике Беларусь главное управление юстиции сообщает об этом в Министерство юстиции с указанием причин невозможности представления свидетельства.

11. Сведения об утрате свидетельства размещаются на официальном сайте Министерства юстиции в глобальной компьютерной сети Интернет.

12. Копии свидетельств, заверенные подписью секретаря Квалификационной комиссии, решение Квалификационной комиссии о допуске претендента к осуществлению нотариальной деятельности и выдаче свидетельства, иные решения Квалификационной комиссии и документы в отношении нотариуса хранятся в формируемых Министерством юстиции делах нотариусов.

13. Министерство юстиции ведет реестр свидетельств на осуществление нотариальной деятельности (далее – реестр). Реестр ведется на бумажном и (или) электронном носителях по форме согласно приложению к настоящей Инструкции.

Свидетельства, выданные на основании решения Квалификационной комиссии о допуске лица к осуществлению нотариальной деятельности, регистрируются в реестре в день вынесения указанного решения с присвоением свидетельствам порядковых номеров.

Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь

Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь

Интернет-портал Совета Министров Республики Беларусь

Официальный сайт Министерства Юстиции Республики Беларусь